Россия обладает развитой технологической индустрией и активно поддерживает стартапы и малые инновационные предприятия. Существуют многочисленные программы поддержки и финансирования для технологических предпринимателей, такие как Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и Фонд развития интернет-инициатив. В стране также функционирует множество акселераторов и инкубаторов, которые способствуют развитию стартапов и привлечению инвестиций. Одним из ключевых факторов развития сектора deep tech является четкое целеполагание и установление технологических приоритетов крупнейшими корпорациями, которые являются двигателем экономики и основным рынком, а также стратегическими инвесторами для стартапов. Однако, несмотря на все эти усилия, технологическое предпринимательство в России сталкивается с рядом проблем, таких как недостаток венчурного капитала, сложности выхода на международный рынок и нехватка квалифицированных специалистов.

В рамках ПМЭФ состоялась дискуссия на тему «Технологическое предпринимательство – основа развития экономики России», участники которой обсудили основные способы поддержки молодых предпринимателей в сфере технологий со стороны государства, пути создания условий для достижений в экономике, науке и технологиях, а также потенциал внедрения ИИ в критически важных отраслях развития экономики страны. Модератором дискуссии выступил Александр Ведяхин, Первый заместитель Председателя Правления ПАО Сбербанк.

Глава Минпромторга РФ Антон Алиханов отметил, что перспективными направлениями, которые важно развивать в России, являются решения с использованием искусственного интеллекта, автоматизированный транспорт, цифровые «двойники» и медицинские технологии. Эти области обладают значительным потенциалом для инноваций и могут существенно способствовать экономическому росту и улучшению качества жизни. По мнению министра, существуют регионы, которые самостоятельно создают фонды для поддержки университетских стартапов. Этот региональный инструмент может дополнительно способствовать развитию технологических проектов, предоставляя дополнительное финансирование и ресурсы для инновационных инициатив:

Технологические предприниматели — это те, кто рождает локальную монополию в сегменте. Локальная монополия рождает экономическую прибыль, экономическая прибыль рождает возможность для дальнейших разработок.

Генеральный директор АНО «Платформа Национальной технологической инициативы»; специальный представитель Президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития; директор направления «Молодые профессионалы» АСИ Дмитрий Песков указал на то, что в развитии технологий и стартапов не обойтись без мышления предпринимателя.

По его мнению, формула успеха состоит в гарантированном спросе, включая искусственный, защищенный от других стран, на новых рынках, которые будут быстро расти, тогда скорость «втягивания туда стартапов будет максимальной»:

С моей точки зрения, базовая ошибка, которую сегодня совершает государство, в том, что мы на ранних этапах поддерживаем стартапы грантами. И мы тогда плодим «грантоедов». К примеру, у вас в стартапе работает пять человек. Если вы берете инвестицию, то из пяти человек двое пишут отчеты для государства. Это означает, что, даже когда вы выполните грант, сдадите этот отчет, у вас половина инженеров будут уметь только писать отчеты. Что будете делать? Искать стратега или искать следующий государственный грант? Конечно, то, что умеете лучше всего — искать следующий государственный грант, но на более высоком уровне.

Генеральный директор Института искусственного интеллекта AIRI; директор Центра технологий искусственного интеллекта СколТеха Иван Оселедец сделал акцент на том, что для роста стартапов важна системная совместная работа, сочетающая в себе личный бренд профессора, бренд университета и обучение студентов технологическому предпринимательству:

Студентов надо учить быть предпринимателями. У нас обычно либо учат быть предпринимателями, либо учат быть инженерами. В этом смысле опыт Сколтеха очень мог бы быть релевантным для всей страны. У нас более 80 стартапов, из них 25 успешных, а 10% работают с высоким уровнем прибыли. Почему? Потому что университет проектировался с нуля и в нем был заложен Центр предпринимательства и инноваций как важный компонент образовательной программы. Студенты одновременно проходят предпринимательские курсы и одновременно занимаются Deep Tech, кто-то идет в науку, а кто-то снова становится предпринимателем, и это работает.