Итоги «Научной Вселенной»
В Музее «АТОМ» на ВДНХ состоялся финал федерального конкурса «Научная Вселенная» для старшеклассников и студентов. С 3 июля по 15 сентября молодые люди от 14 до 27 лет из разных уголков России могли принять участие в этом проекте, направленном на привлечение талантливой молодежи в сферу научных исследований.
Конкурс проводится второй год подряд и поддерживается грантом в рамках федерального проекта «Популяризация науки и технологий» Минобрнауки России. Участники представили проекты по созданию цифровых двойников космических аппаратов, разработали идеи по развитию инфраструктуры и улучшению экологии с использованием анализа снимков орбитальных спутников, предложили проект выведения раннеспелых сортов сои, исследовали существующие и придумали новые методы преодоления резистентности, а также предложили способы утилизации шин и представили концепции видеопроектов, посвященных современным российским научным достижениям.
Все 16 победителей отправятся в научное путешествие на Космодром «Восточный», первый в России гражданский космодром, где будут присутствовать на запуске ракеты-носителя «Союз-2.1б», которая выведет на орбиту аппарат Ионосфера-М, являющийся частью комплекса «Ионозонд».
Заместитель министра науки и высшего образования РФ Денис Секиринский:
Одна из приоритетных задач проекта – показать прикладной характер науки и неразрывную связь с реальным сектором экономики, а также значение науки и ученых в формировании технологического суверенитета страны. Важно, что наставниками финалистов выступают ведущие молодые ученые – члены Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте РФ по науке и образованию, лауреаты самых знаковых премий. Надеюсь, такой формат взаимодействия – тет-а-тет с реальными учеными – еще раз вдохновит ребят и определит их выбор идти в науку и строить научную карьеру.
Оценивали финалистов ведущие научные эксперты: руководитель лаборатории научно-популярных и культурных проектов Образовательного фонда «Талант и успех», ведущий эксперт Центра научной коммуникации Университета ИТМО Константин Фурсов, председатель Координационного совета по делам молодёжи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте РФ по науке и образованию, руководитель Курчатовского комплекса синхротронно-нейтронных исследований НИЦ «Курчатовский институт» Никита Марченков, руководитель редакции «Наука» ИА «ТАСС», почетный работник науки и высоких технологий РФ Андрей Резниченко и другие.
Треки конкурса:
- Цифровые технологии. Наставник – руководитель научной группы Российского квантового центра «Квантовые информационные технологии», директор Института физики и квантовой инженерии НИТУ МИСИС, член Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте РФ по науке и образованию Алексей Федоров;
- Агробиотехнологии. Наставник – профессор РАН, исполняющий обязанности заведующего кафедрой генетики и биотехнологии СПбГУ, лауреат премии Президента РФ в области науки и инноваций для молодых ученых за 2020 год, Антон Нижников;
- Гуманитарный микс. Наставник – ведущий научный сотрудник, директор Центра истории российской науки и научно-технологического развития РГГУ, Лауреат премии Правительства Москвы молодым ученым за 2023 год Евгения Долгова;
- Развитие Арктики. Наставник – главный научный сотрудник МФТИ, ведущий научный сотрудник Института океанологии им. П. П. Ширшова РАН, лауреат премии Президента РФ в области науки и инноваций для молодых учёных за 2022 год Александр Осадчиев;
- Освоение космоса. Наставник –руководитель отдела наземных систем космических аппаратов ГК «Геоскан», руководитель образовательного проекта СОНИКС Кирилл Стариков;
- Новые источники энергии. Наставник – начальник научно-технического отдела АО ОКБ «ГИДРОПРЕСС» ГК «Росатом», советник частного учреждения по обеспечению научного развития атомной отрасли «Наука и инновации» Госкорпорации «Росатом», член Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте РФ по науке и образованию Екатерина Солнцева;
- Климат и экология. Наставник – генеральный директор Сибур ПолиЛаб, член Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте РФ по науке и образованию Константин Вернигоров;
- Генетика и персонализированная медицина. Наставник – заведующая группой генной иммуноонкотерапии ИБХ им. М. М. Шемякина и Ю. А. Овчинникова РАН, генеральный директор ООО «Генная хирургия», заместитель директора по науке «Московского центра инновационных технологий в здравоохранении» Ирина Алексеенко.
Член жюри конкурса, руководитель проектного офиса по управлению УТС частного учреждения «Наука и инновации» Андрей Аникеев поделился с НОП своими впечатлениями:
Конкурс превзошел ожидания, конечно. Я первый раз участвую в подобном конкурсе именно в таком статусе. Уровень организации – это реально шоу, научное шоу. И главное – высочайший уровень участников, достойный лучших площадок, научных форумов для серьезных взрослых ребят. Я, слушая их, забывал, что это школьники и студенты.
Конечно же, это потенциал страны. То есть главное, чтобы сейчас, как правильно мои коллеги из членов жюри сказали в напутственных словах, победители не задрали нос, а проигравшие не махнули на все рукой. Они выиграли конкурс все. Все, кто прошел финал, являются победителем, потому что разница между первым и вторым местом 1-2 балла, на фоне 100 – это погрешность статистическая. То есть нет явных лидеров, явных проигравших.
Если огонек, вот эта вот искра, которая зажглась в результате этого конкурса, не угаснет, то это выльется в реальный пожар в душе. Это будет пожар научный, и пускай это пламя горит, полыхает, греет нас в будущем в энергетике, в биотехнологиях, в агротехнологиях, в цифровых технологиях, в медиа. Я думаю, эти ребята, несомненно, будут лидерами.