Женщины в науке: творчество в медицине
Героини нашей рубрики неоднократно говорили, что возможности для реализации себя в науке есть у каждого независимо от пола и возраста. Сегодня мы узнали у Елены Кавериной, доцента медицинского института Российского университета дружбы народов Им. Патриса Лумумбы, кандидата медицинских наук, какие есть возможности в медицине, как развиваются женщины, и кто может помочь на пути из самореализовавшихся женщин-ученых.
1. Как вы оцениваете текущее состояние участия женщин в научно-технологическом развитии России, особенно в области общественного здоровья и медицины?
Наука на протяжении многих веков считалась преимущественно мужским занятием. Если я попрошу вас назвать известных ученых – скорее всего там будут мужские имена. Однако за последние пару столетий мы видим, как все больше и больше женщин вовлекаются в научные исследования. Конечно, мужчин-ученых больше, однако все зависит от отрасли. В медицине достаточное количество женщин, соответственно и женщин, занимающихся наукой. Об этом можно судить по научным статьям, конференциям и научным мероприятиям.
2. Вы сказали, что количество женщин, которые вовлечены в науку – растет. Но как ускорить рост числа вдохновленных наукой женщин-ученых? Какие барьеры, по вашему мнению, существуют для женщин-ученых в России, и как их можно преодолеть для более активного участия в научных исследованиях?
Я считаю, в нашей стране созданы равные возможности для ученых независимо от их пола. Другое дело, что женщина – это еще и потенциальная или действующая мама и жена и на время беременности и отпуска по уходу за ребенком не так вовлечена в научную деятельность.
Однако не стоит думать, что нельзя заниматься наукой, даже будучи в декретном отпуске. Масса примеров, когда именно во время отпуска по уходу за ребенком женщины активно пишут научные работы, статьи, собирают и обрабатывают данные.
А вот чтобы женщины не боялись совмещать материнство с научной деятельностью, важна поддержка государства, направленная на создание комфортных условий для работающих женщин. Это также важно и для демографических показателей и увеличения рождаемости. Ведь есть и другая проблема – возраст рождения детей все больше увеличивается.
Хочется, чтобы женщины-ученые не отодвигали рождение детей на поздний срок, потому что могут «не успеть или отстать». Ведь изменения в мире происходят настолько быстро, что ученым постоянно надо быть в повестке.
3. Какие примеры успешных инициатив и программ, направленных на поддержку женщин в науке, которые вы могли бы выделить в контексте вашего опыта?
Если говорить про поддержку ученых в целом – то это конечно же поддержка молодых ученых. Огромное количество мероприятий, форумов, образовательных продуктов проводится каждый год. Кроме того, молодые ученые, нуждающихся в улучшении жилищных условий, могут претендовать на получение жилищного сертификата, для этого надо иметь стаж работы в научной организации или вузе не менее 5 лет и быть кандидатом (до 35 лет) или доктором (до 40 лет) наук.
Если говорить именно о женщинах, то в России есть прекрасный проект – премия «Колба» для женщин-ученых, которая проводится с 2021 года и с каждым годом в ней принимает все больше женщин. Кроме признания, на подобных мероприятиях женщины находят единомышленников и формируется сообщество. Я вхожу в несколько женских сообществ и могу сказать, что это отличная поддержка. Мы все учимся друг у друга как совмещать любимое дело и работу.
4. Как вы считаете, какие технологии (например, цифровизация, телемедицина) окажут наибольшее влияние на систему общественного здоровья в России?
Технологии активно внедряются во все медицинские отрасли. Бумажные носители заменяются на цифровые, появляется возможность записаться на прием, узнать результаты анализов и т.д. не выходя из дома. Я часто бываю в разных странах и могу уверенно заявить, что наша страна одна из лидеров по внедрению цифровых услуг для граждан.
Телемедицинские технологии тоже развиваются и на сегодняшний день расширяют возможности врачей и ученых. Консультации, проведение мероприятиях и даже операций – все это стало возможным в настоящее время несмотря на большие расстояния.
Сейчас мы видим активное использование искусственного интеллекта. Например, ИИ помогает обрабатывать большие массивы данных, данные анализов и исследований и ускоряет работу специалистов. Возможности его безграничны и с каждым годом мы все больше будем видеть внедрение ИИ в медицинские сервисы.
5. Какие вы можете дать рекомендации по созданию более инклюзивной научной среды, способствующей развитию карьеры женщин в области здравоохранения и медицины?
Ученый и врач – это ученый и врач независимо от пола, места рождения и вероисповедания. Но при этом мы все разные и уникальные. Стоит всегда об этом помнить и транслировать в учебных заведениях и показывать на своем примере.
Я работаю в Российском университете дружбы народов имени Патриса Лумумбы, где учатся представители более 160 стран мира. В каждой стране ситуация своя, есть страны с серьезным гендерным неравенством и со сложностями развития карьеры в науке у женщин, да и не только в науке. Чем больше наблюдаю, тем больше убеждаюсь, что у нас все хорошо в этом плане.
У нас в университете каждый год проходит ключевая конференция, посвященная 17 целям устойчивого развития (эти цели были приняты ООН и каждая страна развивается с учетом этих 17 целей) Спикеры и гости конференции – ведущие ученые и специалисты в своих областях из разных стран, в том числе министры, ректоры и руководители организаций. Одна из 17 целей – это гендерное равенство (ЦУР 5), где мы как раз разбираемся как сделать так, чтобы исключить неравенство, в том числе в науке и медицине. Ну а сама я – вот уже три года являюсь модератором этой большой конференции в рамках секции посвященной хорошему здоровью и благополучию (ЦУР 3) и каждый год мы так или иначе касаемся темы создания благоприятных условий для развития науки и медицины и вовлечения молодежи в науку и медицину.
Возможно, в обществе существует мнение, что у мужчин есть преимущества, однако, когда доходит до дела это далеко не так. Мне кажется, женщинам надо не бояться пробовать себя на научном поприще – это главное. А обществу не судить о вкладе ученого только лишь по тому это мужчина или женщина.
6. О будущем образования в области общественного здоровья и медицины в России. Как вы видите его, особенно с учетом быстро меняющихся технологий и потребностей общества?
Я считаю, что есть база – то, что должен знать каждый врач, какие бы события не происходили в мире и как бы ни развивались технологии. С опытом начинаешь понимать как важно современному ученом развивать критическое мышление, изучать историю, философию, читать художественную литературу, интересоваться смежными областями, не замыкаясь только на медицине. Ну и конечно же, каждый день тратить хотя бы 5 минут на то, чтобы узнать новости из мира науки.
7. Как вы считаете, влияет ли наличие женщин на руководящих позициях в научных учреждениях на качество исследований и образовательных программ?
Считаю, что хорошим руководителем может быть как женщина, так и мужчина. Здесь нет корреляции, хотя… исследование можно провести и научно обосновать.
8. Какая на ваш взгляд роль международного сотрудничества в научно-технологическом развитии России, особенно в контексте глобальных вызовов здравоохранения?
Считаю, что международное сотрудничество очень важно и помогает нам достигнуть глобальных цели устойчивого развития. Сама регулярно участвую в международных проектах и конечно же коллеги из разных стран мира помогают посмотреть на проблему иногда совсем под другим углом. Особенно это касается общественного здоровья и организации здравоохранения – в каждой стране свой исторический и экономический контекст, который влияет на развитие медицины.
9. Какие шаги, по вашему мнению, должны быть предприняты на уровне государственной политики для поддержки женщин в науке и их вклада в научно-технологическое развитие?
Создать условия при которых женщины не будут бояться посвятить себя науке, чтобы не приходилось выбирать – наука или семья: поддержка молодых мам ученых. Показывать больше примеров на телевидении и на различных платформах про известных ученых (в том числе женщин). Недавно я выступала модератором на крупнейшем молодежном форуме страны, и мы с командой собирали корпус источников – как могут молодые люди узнать о науке и остаться в ней. И если с книгами и статьями у нас все нормально, то к огромному сожалению, количество зарубежных медиапродуктов значительно превышает российские.
Считаю важным создание положительного образа ученого в кино и сериалах, чтобы учеными там выступали как мужчины, так и женщины. Создание отечественных кино, сериалов, мультфильмов про российских ученых – так мы сможем рассказать детям и молодежи о том, что такое наука. А также игр, где главной героиней будет женщина-ученый или девочка-ученый. Ведь сейчас нам важно вовлекать как можно больше молодежи в науку – ведь за ними будущее!
10. Существует ли менторство и сетевое взаимодействие для женщин в науке? Какие шаги можно предпринять для его улучшения?
Чем больше изучаю историю медицины и науки, тем больше вижу, что у каждого великого ученого и врача был наставник. Иногда мы про них знаем, иногда нет.
Сейчас в России активно поддерживают идею наставничества в разных сферах и во многих проектах. Например, в РУДН уже четвертый год существует проект ProMentor RUDN, где студенты работают с менторами по различным направлениям. Я принимаю в нем участие в роли ментора. За 4 года мы вместе с моими прекрасными наставляемыми прошли большой путь, в том числе и в науке.
В моей жизни тоже есть наставники и я им безумно благодарна. Наверное, лучшая благодарность – передавать их опыт дальше. Недавно я посчитала – я была или являюсь наставником/научным руководителем у студентов более чем из 30 стран мира! Когда я перестала справляться с ними один-на-один мы создали Профессиональное студенческое общество (ПСО) «Организаторы и лидеры здравоохранения». Уже два года подряд мы становимся лучшим профессиональным объединением в университете и недавно я получала награду в номинации «Многогранный талант руководителя и профессионала в организации работы ПСО».
Могу сказать, что, когда твои ученики становятся успешными – это ни с чем несравнимое чувство, это гораздо круче, чем выигрывать конкурсы самому. Каждый раз, когда ко мне приходят студенты и просят стать их научным руководителем или наставником, я всегда вспоминаю своих наставников и как бы ни была занята, стараюсь находить время для каждого.