Женщины в науке: семейные традиции

В каждой профессиональной сфере есть династии, которые продолжают дело, например, своих родителей. Мария Жабурина, кандидат медицинских наук, доцент кафедры оториноларингологии и офтальмологии и проректор по научно-исследовательской и международной деятельности ФГБОУ ВО Ивановский ГМУ Минздрава России, врач оториноларинголог высшей категории, секретарь национальной Ассоциации сурдологов и специалистов по реабилитации слуха, поделилась своей историей в науке.
Для Марии медицина – это любовь к науке и преданность своему делу. В интервью она раскрыла не только аспекты своего профессионального направления, но и поделилась, как, будучи женой, мамой и хорошим другом, успешно построить карьеру в науке.
Как вы пришли в оториноларингологию и почему выбрали именно направление слуховой реабилитации?
Со школьной скамьи я хотела быть врачом, закончила школу с золотой медалью и с огромной радостью поступила в родной вуз. Моя мама врач, и, наверняка, уважение к ней со стороны коллег и пациентов всегда вызывало у нас с сестрой гордость. Моя бабушка была медицинской сестрой в тыловом госпитале во время Великой Отечественной войны. Поэтому выбор профессии был очевиден. Во время учебы, конечно же, я думала быть и иммунологом, и кардиологом. На старших курсах на клинических кафедрах все больше меня привлекали хирургические специальности.
Оториноларингология для меня это любовь на всю жизнь, это возможность быть и хирургом, и амбулаторным врачом, это лечение и взрослых, и детей.
Успех хирургического лечения зависит не только от рук хирурга, но и от ведения послеоперационного периода, а так же от реабилитационных мероприятий и психологической поддержки пациентов. Большое количество детей страдает нарушениями слуха, многие дети не слышат с рождения. Именно комплексная реабилитация маленьких пациентов после слухопротезирования или кохлеарной имплантации способствует социокультурной адаптации и интеграции их в общество. Важную роль имеет психологическое сопровождение, причём не только мам, но и пап, ведь мы хотим, чтобы такие дети росли и развивались в полных и благополучных семьях.
Что стало вашим первым исследовательским проектом и какие выводы вы из него сделали?
Мой первый научно-исследовательский проект был на втором курсе учебы, был посвящен РОЛИ НАРУШЕНИЙ СПЕЦИФИЧЕСКОГО ИММУННОГО ОТВЕТА В РЕАЛИЗАЦИИ РИСКА НЕОНАТАЛЬНЫХ ИНФЕКЦИЙ, именно тогда я поняла, что наука это очень сложно, но одновременно интересно, и как принято сейчас говорить, наука это модно! Так же на втором курсе меня торжественно приняли в совет научного общества, ребята, которые были вместе со мной сейчас также научные работники, преподаватели, кандидаты медицинских наук и мои друзья. Анализируя мой научный путь, я понимаю, что случайных встреч не бывает, так же как и не бывает случайных людей в нашей жизни. Мы специалисты в различных областях, но интересы наши едины, и работаем мы на благо наших пациентов для сбережения здоровья.
Как вы сочетаете клиническую практику и научные исследования? Где, на ваш взгляд, проходит граница между ними?
Для меня клиническая практика и научные исследования — это две стороны одной медали. Врач всегда исследователь, каждый пациент уникален. Практическая работа вдохновляет на постоянный поиск, совершенствование своих знаний и умений, а научные исследования и разработки позволяют идти в ногу со временем. Граница между ними размыта: каждый клинический случай может стать отправной точкой для нового научного вопроса. Я считаю, что успешный врач должен быть не только практиком, но и ученым, стремящимся к постоянному обновлению знаний и внедрению их в свою работу.
В каких проектах вы участвуете сейчас, и на какие научные вопросы они пытаются ответить?
В настоящее время мы работаем над программой комплексной реабилитации и социокультурной адаптации детей с нарушением слуха. В регионе создана ассоциация родителей детей с нарушением слуха, так же создан волонтерский отряд студентов-медиков, работает школа практического врача. Я являюсь секретарем Национальной ассоциации сурдологов и специалистов по реабилитации слуха, руководит ассоциацией мой идейный вдохновитель, замечательный специалист и прекрасный человек доктор медицинских наук, Мачалов Антон Сергеевич, Начальник научно-клинического отдела аудиологии, слухопротезирования и слухоречевой реабилитации ФГБУ НМИЦО ФМБА России. Именно его лекции, его научный и практический подход вдохновили меня на создание нашего проекта в регионе.
Видите ли вы потенциал междисциплинарного взаимодействия — например, с нейрофизиологами, инженерами, педагогами-дефектологами?
Безусловно, междисциплинарное взаимодействие — это ключ к успеху в медицине. Сотрудничество с нейрофизиологами позволяет глубже понять механизмы слухового восприятия, а работа с инженерами помогает в разработке новых технологий для реабилитации. Педагоги-дефектологи играют важную роль в процессе социализации и обучения детей с нарушениями слуха.
С какими барьерами вы сталкивались как женщина-исследователь в медицине и науке?
Перед учеными и врачами барьеров нет и быть не может, будь то женщина или мужчина. В последнее десятилетие перед нами открывается все больше возможностей. Для женщин в науке множество возможностей и мер поддержки. У медицины и у науки женское лицо, большинство врачей и медицинских сестёр это женщины. Недавно я стала лауреатом премии «По зову женского сердца» на форуме Женщины за здоровое общество.
Как вы находите баланс между высоконагруженной профессией и личной жизнью?
Баланс — это всегда вызов. Я стараюсь планировать свое время так, чтобы уделять внимание как работе, так и семье. Важно находить моменты для отдыха и общения с близкими. Поддержка семьи и коллег играет огромную роль в этом процессе.
Что для вас означает «успех» в научной и клинической карьере?
Успех для меня — это не только достижения в научной деятельности. Это возможность видеть реальные изменения в жизни людей благодаря нашей работе. Успех — это когда пациенты возвращаются к полноценной жизни после реабилитации, когда мы видим счастливые лица детей т их родителей, когда наши маленькие пациенты не плачут при виде врачей. Успех это работа в команде, в команде научной и практической, когда ощущаешь поддержку старших коллег и видишь заинтересованные лица молодых учёных. И только тогда понимаешь, что все не зря, и дело всей твоей жизни найдёт продолжение в твоих последователях. Как говорится, главное найти дорогу и учителя!

