Мы задали несколько вопросов ученому, которая работает на переднем крае химических исследований. Наш спикер сегодня – Юлия Петрова, Директор института естественных и технических наук, кандидат химических наук, доцент кафедры химии СурГУ. Узнали о перспективах природоподобных технологий и возможностей, открывающие мегасайенс для молодых ученых, а также перспективах разработок на стыке химии и материаловедения, которые могут повлиять на агрономию, медицину и экологию.

1. Один из приоритетов научно-технологического развития связан с переходом к экологически чистой и ресурсосберегающей энергетике. Означает ли это, что когда-нибудь мы совсем откажемся от нефти и она будет не нужна? И/или какие перспективы необходимости нефти как ресурса?
Отказ от нефти полностью вряд ли возможен в обозримом будущем. По прогнозам Международного энергетического агентства (МЭА), мировое потребление нефти может сократиться к 2050 году на 20-40% по сравнению с уровнем 2020 года, что связано с увеличением использования возобновляемых источников энергии и переходом на более экологичные виды топлива. Однако при этом нефть останется важным сырьем для нефтехимической промышленности для производства химической продукции, такой как пластмассы, фармацевтические препараты, химические реагенты и многое другое. Переход к экологически чистой и ресурсосберегающей энергетике, вероятно, приведет к значительному снижению использования нефти в энергетике, но ее роль как химического сырья останется важной. Также перспективой является переход к использованию более экологически чистых методов переработки нефти и к получению новых полезных материалов с высокой добавленной стоимостью.
 
2. В Стратегии научно-технологического развития отмечен приоритет перехода к высокопродуктивному и экологически чистому агро- и аквахозяйству, разработку и внедрение систем рационального применения средств химической и биологической защиты растений и животных. Что означает этот пункт для вашей области исследований? Какие передовые технологии и разработки есть сегодня и какие могут быть реализованы?
Данный приоритет прямо влияет на исследования, связанные с созданием безопасных и эффективных химических средств защиты растений и животных, новых биотехнологий в области умного растениеводства, предиктивной нутрицевтики, здорового питания и здоровьезбережения, а также на разработку материалов для контроля выбросов и загрязнений. В контексте моей области исследования передовые технологии могут включать синтез материалов с молекулярными отпечатками для сорбции и селективного удаления загрязнителей, использование биополимеров и растительных экстрактов для создания биоразлагаемых покрытий, защитных материалов, создания новых препаратов и средств для повышения качества жизни.
 
3. Возрастает роль синтетических научных дисциплин. Какие междисциплинарные исследования актуальны сегодня для химии? На стыке каких дисциплин? И какие междисциплинарные исследования проводили непосредственно Вы?
Междисциплинарные исследования, актуальные сегодня для химии, включают взаимодействие с биологией (биохимия, биотехнология и биоматериалы), физикой (наноматериалы и квантовая химия), экологией (зеленая химия и мониторинг окружающей среды), а также с медициной (разработка лекарств и диагностических материалов). Я занимаюсь исследованиями на стыке химии и материаловедения, разрабатывая сорбционные материалы для очистки, извлечения и разделения веществ, в т.ч. биологически активных природного происхождения, что предполагает взаимодействие с химическими и физическими методами анализа.
 

4. В 2023 году вышел Указ Президента «О развитии природоподобных технологий в Российской Федерации». Как Вы оцениваете перспективу природоподобных технологий как химик, который понимает природу химических и естественных процессов? Сможет ли наука искусственно создать живого человека и воспроизвести процессы, которые происходят у него в организме?
Природоподобные технологии обещают революцию в медицине, промышленности, сельском хозяйстве и экологии благодаря имитации природных механизмов. С точки зрения химии, такие технологии могут значительно улучшить энергоэффективность и экологическую безопасность процессов. Однако воспроизвести все процессы, происходящие в организме человека, на данный момент кажется невозможным. Создание искусственного человека и полное воспроизведение его деятельности еще требует времени, а также высокого уровня и ответственности развития искусственного интеллекта, который вряд ли может быть достигнут в ближайшем будущем.
 
5. Сегодня в России создается сеть установок мегасайенс. Какие возможности она дает для химиков? Работали ли Вы на установках мегасайенс? Если да, поделитесь своими впечатлениями?
Высокотехнологичные установки мегасайенс предоставляют химикам доступ к уникальным возможностям, например, к изучению структур материалов на атомном уровне с помощью синхротронов или к получению точных данных о процессах с использованием нейтронных источников. Сегодня молодым исследователям уже реально проводить свои эксперименты в условиях сверхвысокого разрешения и точности, что является мощным инструментом для развития материаловедения и фундаментальной химии.
 
6. Точные и естественные направления наук — то, чем традиционно была сильна Россия. Как Вы оцениваете качество образования в области химии сегодня? Какие наиболее сильные центры подготовки можете выделить и почему?
Качество химического образования в России остается на высоком уровне, особенно в таких крупных научных и образовательных центрах, как Московский государственный университет (МГУ), Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ), Новосибирский государственный университет (НГУ). Эти учреждения обладают мощной исследовательской базой, сильным кадровым составом и способны готовить специалистов, востребованных на мировом уровне. Сургутский университет, которому в этом году исполнилось 30 лет, тоже удерживает хороший фундаментальный уровень образования в области химии и смежных наук. Кроме того, мы понимаем, что современное образование должно быть гибким и междисциплинарным, поэтому мы активно внедряем в образовательные программы химиков курсы из области ИТ, биомедицины, биотехнологий, биофизики, геологии и других наук.
 
7. По данным исследования ЮНЕСКО, только 35% от общего числа студентов, которые изучают  естественно-научные и технические дисциплины, женщины. Часто на выбор профессии влияют социальные и культурные стереотипы о том, что это скорее «мужские дисциплины». Так ли это на самом деле? И как можно поменять эти стереотипы? Насколько эффективно ведется эта работа в современной России?
Социальные и культурные стереотипы, связывающие естественные и технические науки с «мужскими» дисциплинами, действительно существуют. Однако эти стереотипы не соответствуют реальности: женщины прекрасно справляются с научной работой и вносят важный вклад в развитие химии и других смежных наук. Чтобы изменить эти стереотипы, важно продолжать популяризировать успешные истории женщин-ученых и внедрять образовательные программы, направленные на поддержание гендерного равенства. В России роль женщин в науке всегда была значительной, однако успех в будущем во многом зависит от долгосрочной культурной трансформации.
 
8. В настоящее время появляются различные меры поддержки ученых, в том числе исследователей женщин, чтобы они могли безболезненно строить карьеру, не выбирая между социальной ролью и профессиональной деятельностью. Так, в международной практике есть, в том числе примеры именно женских стипендий. В 2020 году МАГАТЭ запустило программу стипендий имени Марии Склодовской-Кюри. Как Вы считаете, справедливо ли учреждать стипендии по гендерному признаку? И нужны ли похожие стипендии в России? По Вашей оценке, в России женщины в науке социально уязвимы?
Гендерные стипендии и программы поддержки женщин в науке, такие как стипендия имени Марии Склодовской-Кюри, являются важным шагом на пути к устранению дисбаланса в научной сфере. Они помогают женщинам строить научную карьеру без необходимости выбирать между профессиональной деятельностью и семейной жизнью. В России такие программы необходимы, поскольку женщины в науке все еще находятся в менее защищенной социальной позиции, так как они должны еще не забывать о своей роли жены, матери, «хранительницы очага», порядка и благополучия в семье. Введение гендерно-ориентированных стипендий может способствовать созданию более благоприятных условий для развития их научной карьеры.
 
 
9. Какие советы Вы могли бы дать молодым ученым и девушкам в науке?
Молодым ученым я бы посоветовала быть настойчивыми и не бояться сложнопостроенных задач. Наука требует терпения и готовности к неудачам, но в этом и заключается её красота — открывать новое и преодолевать барьеры. Девушкам в науке особенно важно сохранять уверенность в своих силах, не обращать внимания на стереотипы и искать поддержку среди единомышленников. Сетевые научные сообщества и наставничество могут оказать значительную поддержку в развитии карьеры. В свою очередь, роль женщины-наставника в науке очень ответственная. Я переживаю научную карьеру со своими молодыми учеными, и они являются надежным тылом моей научной школы.

Если вы хотите стать частью нашего проекта и рассказать свою историю построения карьеры в науке, напишите в чат-бот канала. Мы обязательно свяжемся с вами.