В науке важна не только точность эксперимента, но и умение видеть красоту в деталях.
Сегодня мы делимся историей Анастасии Успенской — кандидата химических наук, сотрудника МГУ, лауреата Премии Правительства Москвы и автора уникальных научных фотопроектов.
Анастасия занимается разработкой адресно направленной химиотерапии, стремясь сделать лечение рака более эффективным и безопасным для пациентов. За её плечами — десятки научных публикаций, патенты международного уровня и годы работы в одной из ведущих научных групп страны.
Источник: пресс-служба Химического факультета МГУАнастасия, вы кандидат химических наук, работаете в МГУ и занимаетесь органическим синтезом, включая противораковые препараты. Как вы объясняете свою работу людям, далеким от науки?
Моя работа заключается в создании адресно направленной химиотерапии, в том числе направленной на рак предстательной железы. Сегодня вряд ли кто-то не знает о том, что такое онкологические заболевания и химиотерапия. Простыми словами цель нашей работы заставить лекарственный препарат действовать только на злокачественное новообразование, а здоровые ткани оставлять нетронутыми. Это позволит значительно снизить количество побочных эффектов и улучшить качество жизни пациентов во время прохождения химиотерапии.
Вы стали лауреатом Премии Правительства Москвы – что стало ключом к этой победе: проект, команда, удача или дисциплина?
Получение Премии — это совокупность нескольких факторов. В первую очередь это команда, слаженная работа которой позволяет получить сильный, значимый и перспективный проект. Наша научная группа занимается проблемой химиотерапии рака предстательной железы с 2015 года. За это время в рамках работы было опубликовано более 50 научных статей, зарегистрировано несколько патентов, в том числе международного уровня. Все это результат дисциплинированной и регулярной работы нашего коллектива, без которых не было бы столь высокого результата и признания.
Вы совмещаете серьёзную научную работу и преподавание с фотографией. Как родилась идея взглянуть на химию через объектив?
Увлечение фотографией у меня появилось достаточно давно. Еще до начала обучения на Химическом факультете МГУ, мне нравилось делать макрофотографии цветов, своего рукоделия и других объектов, с помощью фотоаппарата, который мне подарили родители. С течением жизни и развитием моей профессиональной деятельности в кадре объектива стали появляться объекты, связанные с химией.
Для сотрудников и ученых-химиков многие вещи становятся повседневными, однако, не стоит забывать, что для большинства людей наука представляется чем-то загадочным и непостижим. В лаборатории многие вещи у обычного человека могут вызвать неподдельный восторг и любопытство. К тому же химические процессы действительно красочны и достойны того, чтобы их сфотографировать и показать миру.
Научная фотография – это скорее способ популяризации или форма личного вдохновения?
Для меня научная фотография включает оба эти аспекта. Конечно, вначале было просто вдохновение, результатом которого хотелось поделиться с окружающими меня людьми, в том числе и с теми, кто далек от науки и имеет весьма стереотипное представление о ней. Сейчас, когда я увидела положительные отклики на свои фотографии, я сместила фокус на популяризацию, а не просто получение красивых фотографий. Я стараюсь рассказывать о том, что изображено на фото, писать небольшие предыстории к ним, рассказывать о работе в лаборатории.
В вашем Telegram-канале вы делитесь не только наукой, но и атмосферой лабораторной жизни. Какие отклики вас особенно вдохновляют?
Вдохновением для меня являются отзывы людей, с которыми я работаю. На факультете не раз обращали внимание на мои фотографии, несколько снимков украсили стены Химического факультета. Также одно фото выиграло в конкурсе фотографий Российского Научного Фонда, по нему будет выпущена тематическая продукция. Все это мотивирует заниматься научной фотографией дальше. Сейчас я стараюсь расширить область фотографирования, хожу на соседние кафедры, ищу новые контакты.
Вы участвовали в проекте «Наука 0+», выступали на радио, ведёте публичную деятельность. Почему, по-вашему, важно, чтобы учёные выходили из своих лабораторий?
Я считаю, что ведущие ученые и преподаватели высших учебных заведений обязательно должны участвовать в общественной жизни и быть лидерами мнений. Это хорошо образованные, дисциплинированные, разносторонние люди, которые могут сформировать правильные направления развития молодежи. Важно показать молодежи, что современные российские ученые – это успешные люди, которые работают со сложным высокотехнологичным оборудованием, занимаются остросоциальными проблемами, обеспечивают прогресс и при этом ведут активную общественную жизнь. Посещают конференции, ведут собственные проекты, занимаются хобби, путешествуют, растят детей и многое другое.
Как вы считаете, чего сегодня не хватает в коммуникации между наукой и обществом – и как это исправить?
В последнее время есть положительная тенденция в качественной популяризации науки (проекты Наука0+, Конгресс молодых ученых, Научное волонтерство и т.д.). Ученых все чаще приглашают на радио и телевидение, в интернете существуют каналы ведущих учебных заведений. Я думаю, что к этому можно добавить больше узконаправленных проектов, где желающие могли глубже изучить интересующую их тему, возможно, в виде открытых курсов или лекций.
Помимо этого, стоит отметить, что некоторые ученые иногда боятся публичности, особенно в медиасфере. Выступления на камеру или на научно-популярных мероприятиях, как правило, сильно отличаются от привычных научных докладов в рамках конференций. Ведение соцсетей также требует определённых навыков. Чтобы решить эту проблему, я думаю стоит создавать специальные курсы и оказывать методическую помощь ученым в этом плане.
Многие боятся, что карьера в науке требует отказаться от всего “внешнего мира”. Как вам удаётся сохранять баланс между исследовательской работой и личной жизнью?
Именно благодаря МГУ я познакомилась со своим будущим мужем. Это было во время обучения на первом курсе: я начинала обучение на Химическом факультете, он на Физическом. Я думаю, когда люди имеют одинаковый склад ума и общие интересы, им намного легче соблюдать баланс в жизни. Нам всегда интересно рассказать и послушать о профессиональной деятельности друг друга и поделиться своими мыслями и идеями.
Что бы вы посоветовали девушке, которая хочет поступить в аспирантуру, но сомневается – вдруг это не для неё?
На сегодняшний день наличие ученой степени открывает больше возможностей в дальнейшей карьере: как в научной среде, так и в работе по специальности. Многие работодатели, предлагая вакансии указывают, что при прочих равных наличие степени будет считаться весомым преимуществом. Связано это с тем, что защита диссертации подразумевает углубленную систематическую работу на протяжении трех-четырех лет по специальности. В отличие от обучения в высшем учебном заведении от аспиранта требуется больше усидчивости и самоорганизованности, таким образом ученая степень показывает, что человек имеет соответствующие навыки для работы.
В последнее время проводится большое количество разнообразных конкурсов и проектов для аспирантов (Стипендия Президента Российской Федерации, Менделеевская карта и т.д.), позволяющие получить дополнительные льготы и доход. Российский научный фонд ввел проекты, позволяющие получить грант во время обучения в аспирантуре. Поэтому, если у девушки стоит вопрос о поступлении в аспирантуру, я бы советовала не упускать такую возможность.
Что настолько красивого в химии, что вы бы хотели показать людям, даже если они боятся таблицы Менделеева с первого класса?
В первую очередь химические науки восхищают тем, что они присутствуют в подавляющем большинстве сфер нашей жизни. Лекарства, еда, одежда, техника, даже искусство (например, краски и музыкальные инструменты) – все это существует благодаря химии, ведь все используемые вещества были открыты и в дальнейшем получены благодаря работе химиков.
Во-вторых, химия является смежной со многими другими дисциплинами. Она сочетает и основы физики, и математику, с ее помощью изучаются биологические процессы, строятся производства. Удивительное разнообразие, большое применение, красота происходящих процессов как в визуальном смысле, так и с точки зрения науки создают желание поделиться и рассказать об этом людям, особенно молодежи, которую несомненно нужно привлекать в этот удивительный мир химии.
Бояться не стоит, каждый сможет найти себе область наиболее близкую своим интересам. Существует много разделов (органическая, неорганическая, аналитическая, физическая, радиохимия и т.д.) во многих, из которых учить наизусть таблицу Менделеева вовсе необязательно, даже на экзаменах ей разрешают свободно пользоваться.
Пробирки с растворами потенциального диагностического агента