Женщины в науке: медицина будущего

Как инновационные технологии помогают в реабилитации детей с ОВЗ? Какие методы и подходы дают положительные результаты в работе с детьми с ДЦП, аутизмом и умственной отсталостью? Ответы на эти вопросы в нашем интервью с экспертом в области реабилитации.
Анастасия Паркина, председатель Совета СНО СамГМУ, специалист в области реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, поделилась взглядами на роль инновационных технологий в медицинской сфере. В интервью о том, как социальная реабилитация и современные технологии, такие как учебно-тренировочный модуль, помогают в реабилитации детей с ОВЗ и какую роль в этом играет развитие здравоохранения в стране.
Ваша работа сосредоточена на реабилитации детей с ОВЗ. Какие основные вызовы стоят перед специалистами в этой области на сегодняшний день и как инновационные технологии могут помочь в их решении?
Cейчас ключевыми задачами в реабилитации детей с ОВЗ являются продление качественной жизни, раскрытие потенциала, обеспечение физического развития, формирование социальной адаптации, а также предупреждение развития вторичных заболеваний. Очень важно создать среду для социальной интеграции детей-инвалидов. Именно благодаря инновационным технологиям выполняются данные задачи.
Так, например, на базе ГБУ СО «ОРЦДиПОВ» создан «Учебно-тренировочный модуль», который позволяет сформировать социально-бытовую адаптацию, научить детей с ОВЗ навыкам самообслуживанию, самостоятельности и коммуникации. Или разработка СамГМУ аппаратно-программного комплекса «ReviMotion», который предназначен для улучшения двигательной активности, координации движений верхних и нижних конечностей. Мы делаем большие шаги в реабилитации, и я думаю, что это положительная тенденция к продлению качественной жизни детей с ОВЗ.
Какие методы реабилитации детей с ДЦП, аутизмом и умственной отсталостью вы считаете наиболее эффективными? Есть ли какие-то новейшие подходы, которые вы применяете в своей практике?
Нельзя назвать только один самый эффективный метод, потому что реабилитация требует комплексного мультидисциплинарного подхода, здесь должны быть задействованы неврологи, ЛФК-специалисты, социальные педагоги, психологи и другие специалисты. Главным является регулярность работы с ребенком с ОВЗ, чего сильно не хватает в работе родителей с детьми, тогда и будет положительная динамика в развитии.
В последнее время большое внимание уделяется цифровым технологиям в здравоохранении. Какую роль могут сыграть цифровые инструменты, такие как телемедицина, искусственный интеллект или робототехника, в реабилитации детей с ОВЗ? Какие конкретные примеры вы могли бы привести, где эти технологии уже демонстрируют положительные результаты?
Я думаю, что перечисленные инструменты играют важную роль в развитии здравоохранения. Сейчас в стране большой дефицит кадров, не хватает узких специалистов в регионах, отдаленных населенных пунктах, поэтому использование, например, телемедицины сильно повышает эффективность медицины, искусственный интеллект — хороший инструмент для работы с большими базами данных, структурирования, однако без квалифицированного врача эти технологии теряют смысл. Тем не менее другие инновационные разработки демонстрируют нам положительные результаты, как я ранее говорила, АПК «ReviMotion», АПК «ReviVR» используют в различных реабилитационных центрах нашей страны, и по итогам увеличивается амплитуда движений в суставах и синхронность движений в целом в 73% случаев, снижается спастичность, появляются новые двигательные навыки, а благодаря телемедицине большее количество людей обеспечено медицинской помощью.
Какие меры, на ваш взгляд, должны быть приняты для улучшения доступности и качества реабилитации детей с ОВЗ в России? Как вы видите дальнейшее развитие этой отрасли в ближайшие годы?
На данный момент активно развивается инклюзивность, обеспечивается инфраструктура в общественных местах для людей с инвалидностью, создаются специальные пространства, организации, занимающиеся созданием мероприятий, направленных на социальную адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья, помимо всего прочего, в планах развития стоит задача внедрения инклюзивного общего и дополнительного образования, создания специальных условий для обучающихся с инвалидностью. Это, несомненно, дает возможность к развитию условий для реабилитации, социальной адаптации, поэтому важно продолжать раскрывать эту тему и еще активно работать с родителями, вести контроль их взаимодействия с детьми, своевременного наблюдения у врачей, обучать их правильной технике упражнений, правильному кормлению, развитию коммуникативных и интеллектуальных способностей.
Многие регионы страны сталкиваются с недостатком специалистов в области реабилитации детей с ОВЗ. Как, по вашему мнению, должны развиваться образовательные и научные программы для подготовки кадров в области реабилитации, чтобы увеличить их число и повысить качество работы?
В первую очередь, необходимо повысить ценность и значимость данной специальности. К сожалению, количество детей с ограниченными возможностями здоровья имеет тенденцию к увеличению: только с 2022 по 2023 год увеличилось число детей-инвалидов на 3,6% (по данным Росстата), а соответственно, спрос растет, это нужно транслировать будущим врачам, которые встают перед выбором узкой специальности. Во-вторых, нужно работать не только над программами образования, но и над здоровьем населения, так как ключевым фактором является ведение здорового образа жизни родителей, профилактика возможных заболеваний.
Ваши исследования касаются формирования преемственности и наставничества в науке. Как вы привлекаете молодежь в вашу область, и какие перспективы открываются для молодых специалистов, работающих в сфере реабилитации?
Для формирования преемственности необходимо выстроить связь между человеком, который хочет войти в науку и развиваться в ней, и человеком, который уже имеет научный опыт. Наставник имеет важную роль, потому что он показывает, насколько многогранна наука, насколько уникальна и как много пространства для изучения. Сейчас в стране реализуется большое количество мер поддержки, например, различные премии за научные и инновационные разработки, как федерального, так и регионального уровня, возможность получения грантов, участия в конгрессах, форумах, знакомства и общение с именитыми учеными, благодаря чему у молодых ученых есть условия для развития, это, конечно, мотивирует и привлекает.
Какие шаги, по вашему мнению, необходимо предпринять для создания более равноправной и инклюзивной научной среды для женщин? Как важно иметь наставников и поддерживающую сеть для профессионального роста женщин в науке?
Мне кажется, что нам, женщинам, нужно больше верить в себя, раскрывать свой потенциал и не бояться быть проявленными. В течение долгого времени женщинам приходилось жертвовать собой ради других, но сейчас все изменилось: для нас открыты двери, нужно посмотреть на себя и увидеть сильную женщину с красивым и глубоким внутренним миром, что мы можем дать миру много открытий, и если мы это сделаем, то любое препятствие будет легко преодолимо! И, безусловно, нужно поддерживать друг друга, формировать благоприятное и доброе пространство, вместе учиться, становиться наставниками для юных девушек, открывать мир науки, здесь нет места для конкуренции, потому что совместными усилиями и женщин, и мужчин мы сделаем квантовый скачок в развитии науки и инноваций в стране, нужно объединяться, становиться наставниками и товарищами друг для друга, это главные шаги!
В вашей профессиональной карьере вам приходилось сталкиваться с препятствиями или барьерами, которые могли бы затруднить развитие карьеры женщин в научной сфере? Какие, по вашему мнению, существуют основные вызовы для женщин в науке, и как с ними можно справиться?
Не могу сказать, что сталкивалась со значительными препятствиями, так как повезло иметь достойных наставников, которые направляют и всегда откликаются на вопросы и сложности. И мне кажется, что вызовами в этой сфере для женщин является преодоление гендерного разрыва в науке, стереотипа о роли женщины и поиск наставников. Справиться с этим можно с помощью устранения установок, что женщина имеет только одну роль — роль «матери и хозяйки дома». Как и любой человек, мы имеем разные социальные роли, где можем раскрываться по-разному, и, по моему мнению, нам нужно продумывать условия для реализации женщин в карьере с периодом для рождения и воспитания детей.
Многие женщины сталкиваются с трудностями в балансировании карьеры и личной жизни, особенно в научной сфере. Какие советы вы могли бы дать молодым ученым-женщинам, которые хотят построить успешную карьеру в науке, не жертвуя при этом личным временем и благополучием?
Это хороший и вечный вопрос, балансировать свою жизнь очень сложно, потому что задачи возникают ежедневно. Однако это возможно. Дисциплина — мой личный постулат в этом балансе. Когда ты следишь за своей продуктивностью и своим состоянием, занимаешься спортом, выполняешь рабочие задачи, уделяешь время образованию и обязательно отдыхаешь. Без дисциплины и качественного расписания балансировать невозможно. И при этом важно понять, что, так или иначе, наша жизнь не линейна, бывают периоды активного погружения в работу и исследования, а бывают периоды, когда превалирует насыщенная личная жизнь, полная путешествий, времени с близкими и другими событиями. Поэтому мои главные советы: формировать дисциплину и не требовать всегда от себя идеального баланса, получать удовольствие от того, что делаешь и позволять себе проявлять разные стороны своей жизни!