Что общего у химической формулы и таблетки от рака? Над этим каждый день работают ученые в области биомедицинской химии. НОП продолжает рубрику «Женщины в науке», и сегодня мы из первых рук узнаем, как фундаментальные исследования превращаются в жизненно важные лекарства.

Ирина Бауэр, младший научный сотрудник Лаборатории биомедицинской химии ИХБФМ СО РАН, поделилась с НОП как фундаментальное исследование нуклеиновых кислот может прийти в реальную медицину, в чем главный вызов на пути из студента в ученого и что для Ирины стало «точкой невозврата» в науке.

Расскажите о самом интересном проекте, над которым вы работаете сейчас в Лаборатории биомедицинской химии. Как ваше исследование может повлиять на реальную медицину в будущем?
Сложно выделить один «самый интересный» проект, потому что я стараюсь браться только за темы, которые действительно вдохновляют. Сейчас мое исследование сосредоточено на изучении свойств модифицированных нуклеиновых кислот. Это необходимо для понимания, как можно использовать такие молекулы в качестве основы для создания новых терапевтических средств. В перспективе результаты этой работы могут способствовать разработке отечественных препаратов для лечения различных заболеваний человека, включая вирусные инфекции, онкологию и наследственные патологии. Для меня особенно важно, что фундаментальные результаты нашей группы потенциально могут перейти из лаборатории в реальную медицинскую практику.

Аспирантура и работа младшим научным сотрудником – это два полных рабочих дня. Как вам удается совмещать непосредственную исследовательскую работу с учебой и написанием диссертации?
Аспирантура хороша именно тем, что учеба и исследовательская деятельность идут рука об руку. Моя тема диссертации напрямую связана с тем проектом, которым я занимаюсь в лаборатории, поэтому работа и учеба для меня — это единый процесс. Конечно, бывают периоды высокой нагрузки: подготовка отчетов, написание статей, сдача экзаменов. В такие моменты приходится задерживаться в лаборатории, работать по вечерам и иногда жертвовать выходными. Но я стараюсь воспринимать это не как нагрузку, а как инвестицию в собственное развитие. Когда чувствуешь, что твоя работа имеет значение, усталость отходит на второй план.

С какими самыми неожиданными или сложными вызовами вы столкнулись на пути из студенческой скамьи в научную лабораторию?
Пожалуй, самым сложным было научиться работать регулярно и системно. Когда учишься на бакалавриате или в магистратуре, трудно найти достаточно времени для стабильной исследовательской работы — а без регулярности невозможно продвигаться в своей теме. Со временем я поняла, что наука требует не только любознательности, но и большой самодисциплины. Еще одним вызовом стала необходимость постоянно учиться новому: осваивать приборы, методы, программное обеспечение, разбираться в смежных областях. Но именно это делает научную работу по-настоящему увлекательной.

Что стало для вас той самой «точкой невозврата», когда вы поняли, что хотите связать свою жизнь именно с фундаментальной наукой, а не просто получить диплом химика или биолога?
Наверное, той самой «точкой невозврата» стало поступление в аспирантуру. Это был момент, когда я осознала, что наука для меня — не просто учебный этап, а осознанный профессиональный выбор. В аспирантуре ты уже не просто изучаешь готовые знания, а создаёшь новые. Конечно, возможность сменить направление всегда есть, но пока я чувствую сильную внутреннюю потребность реализоваться именно в фундаментальной науке. Меня вдохновляет ощущение, что ты стоишь на грани неизвестного и можешь внести пусть небольшой, но реальный вклад в развитие своей области.

Биомедицинская химия – область на стыке дисциплин. Что вас привлекает больше: фундаментальные химические процессы или их применение для решения медицинских задач?
Меня привлекает именно взаимосвязь между фундаментальной химией и практическими медицинскими задачами. Биомедицинская химия объединяет знания из химии, биологии и физики, позволяя смотреть на молекулярные процессы комплексно. Мне интересно понимать, почему молекула ведет себя определенным образом, и одновременно видеть, как это знание может помочь в создании новых лекарственных средств. Такая интеграция теории и практики делает нашу область особенно динамичной и перспективной.

На ваш взгляд, меняется ли сегодня ситуация с представительством женщин в фундаментальной науке, особенно на руководящих позициях? Сталкивались ли вы с этим в своем институте?
К счастью, я ни разу не сталкивалась с предубеждениями в отношении женщин в науке. Я работаю в лаборатории, где большинство сотрудников — женщины, и заведующий лабораторией также женщина. В нашем институте много женщин на руководящих позициях, и это совершенно естественно воспринимается всеми коллегами. Думаю, в последние годы ситуация в целом меняется в лучшую сторону: все больше женщин выбирают научную карьеру, участвуют в крупных грантах и конференциях, возглавляют исследовательские проекты. Это, на мой взгляд, делает научное сообщество более разнообразным и устойчивым.

В научном коллективе, по вашему опыту, важнее личные качества и компетенции человека или все же есть какие-то неочевидные особенности взаимодействия в смешанных коллективах?
Я считаю, что в научном коллективе оба аспекта важны. Безусловно, личные качества и профессиональная компетентность определяют успех исследователя. Но при этом большое значение имеют умение работать в команде, готовность к диалогу и взаимному уважению. Биомедицинская химия — это область на стыке дисциплин, и без коллабораций сегодня невозможно добиться серьезных результатов. Поэтому я бы сказала, что гармоничные отношения в коллективе — это не просто комфорт, а необходимое условие эффективной научной работы.


Как вы думаете, какие уникальные качества или подходы (если они есть) женщина-ученый может привнести в исследовательскую группу?
Я стараюсь не делить качества на «мужские» и «женские» — каждый ученый индивидуален. Главный критерий — это профессионализм, стремление к результату и умение работать в команде, независимо от пола.


Что вы посоветуете начинающим ученым для успешного старта карьеры в науке?
Прежде всего — быть терпеливыми. Наука требует времени, настойчивости и умения не сдаваться при первых неудачах. Ошибки и отрицательные результаты — это не повод для разочарования, а источник новых идей и опыта. Очень важно найти научного руководителя, с которым совпадает понимание целей и ценностей, и не бояться задавать вопросы, учиться у коллег, участвовать в конференциях. И, пожалуй, самое главное — сохранять интерес и внутренний огонь, ведь именно искреннее увлечение своим делом помогает пройти через любые трудности.