Женщины в науке: детская урология и научная карьера

Интервью о выборе профессии, карьерном пути в медицинской науке и возможностях для женщин в хирургических специальностях.
Как начать путь в науке еще в университете? Почему детская урология-андрология стала делом жизни? Анастасия Узинцева, ассистент кафедры урологии СПбГПМУ, рассказывает о своем профессиональном становлении, роли научных руководителей и первых научных выступлениях.
1. Что привело вас в детскую урологию-андрологию и как вы пришли к решению строить научную карьеру?
Окончив второй курс Самарского государственного Медицинского университета, меня распределили на практику в отделение урологии педиатрического корпуса Самарской областной клинической больницы имени В.Д. Середавина. С первого дня в данном отделении врачи относились к нам – студентам младших курсов, как к своим будущим коллегам, с огромным интересом и стремлением научить нас выполнять уже врачебные манипуляции. Нам рассказывали про сложные клинические случаи, водили в перевязочную и операционную, несмотря на то что практика была ещё «сестринская». Детская урология-андрология явилась для меня первой специальностью, в которой я начала развивать свое клиническое мышление, общаться с пациентами. Данная область медицины так заинтересовала меня, что, когда начался новый учебный год, я стала посещать студенческий научный кружок по хирургическим болезням и детской хирургии, где встретила своего научного руководителя, который как раз на той практике после 2 курса меня всему обучал. Так я начала свою научную работу в данной специальности под научным руководством Гасанова Джалиля Амировича и заведующей кафедрой детской хирургии Барской Маргаритой Александровной. В том же году я впервые выступила на научной конференции в г. Москва, где мне очень понравилась атмосфера, заинтересовали многие темы и работы своих уже будущих коллег. И вот до сих пор эти ощущения интереса к науке, и в особенности в детской урологии, меня не отпускают. Получается, что уже со 2-3 курса я знала, кем хочу стать. Окончив 6 курс университета, у меня уже был некий опыт в научных выступлениях и написании научных работ. Затем я поступила в ординатуру по специальности детская урология-андрология в Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет на кафедру урологии под руководством Осипова Игоря Борисовича, где мне очень повезло встретить моего нынешнего научного руководителя Лебедева Дмитрия Анатольевича. Я ощущаю, как с каждым днем до сих пор, благодаря его руководству, совершенствуюсь в своей специальности.
2. Какие сложности вы столкнулись как женщина в медицинской науке, и приходилось ли вам доказывать свою компетентность сильнее, чем коллегам-мужчинам?
Я не помню, чтобы мне приходилось доказывать свою компетентность сильнее, чем мужчинам. Если честно, я пока что не сталкивалась с упреками в свой адрес, что я – женщина в хирургической специальности. Наоборот, я всегда ощущала поддержку. Мне кажется, что если у человека есть интерес и стремление к работе, то разница в гендере в данном случае роли не играет. А, может, мне просто повезло с коллективом.
3. Как вы считаете, существует ли стеклянный потолок для женщин в академической медицине? Если да, то как его преодолеть?
Считаю, что не существует никаких невидимых барьеров для женщин в данной области, если, конечно, у самой женщины внутри нет по поводу этого своих «комплексов». Возможно, я ошибаюсь, но в данный момент считаю и вижу ситуацию так. Берёшь и работаешь.
4. Какие личные качества и навыки особенно важны для женщины, которая хочет добиться успеха в научной медицине?
Определенно, это большой интерес к своей специальности, усидчивость, упорство, и, конечно, терпение. Это непросто, часто нужно жертвовать личным временем, чтобы добиться результата. Ещё очень важно – преодолеть страх начинаний, в нём можно надолго застыть. Также, нужно быть ответственным человеком.
5. Какие пути карьерного роста доступны молодым женщинам в медицине и научной среде, и какие возможности стоит использовать в первую очередь?
Изначально, как я думаю, должен возникнуть интерес. И кто-то должен тебя направить. Не может быть такого, что человек, не увидев и не поняв специальности, решил, что он будет развиваться в ней дальше.
Я знаю очень много случаев, когда студент начальных курсов с огоньком в глазах, мечтая стать, допустим, гинекологом/нейрохирургом и так далее, придя на цикл по данной специальности, сидит в учебной комнате без преподавателя, который в операционной, например, либо, если это хирургическая специальность, преподаватель может сказать девушке-студентке: «иди домой, вари борщ и корми детей». Такой студент скорее разочаруется в этой специальности, о которой грезил, ради которой поступил в медицинский. В первую очередь, преподаватель должен заинтересовать, показать, что происходит, научить чему-то. И вот тогда, поняв свое направление, начав изучать его более подробно, можно начать посещать научные кружки, конференции, начать пробовать писать научные работы самому. Опять же, и в написании научной работы нужна помощь руководителей. Без нее самостоятельно очень трудно что-то делать, ведь ты ещё совсем не понимаешь всех деталей. И вот, со временем, ты более-менее встаешь на ноги, развиваешься. И вот уже у тебя есть пара статей, опыт в выступлениях. Возможности, которые нужно использовать в первую очередь – читать статьи, посещать конференции, постараться найти научного руководителя по специальности, что тебе интересна, который будет идти с тобой «рука об руку».
6. Как сочетать научную деятельность, клиническую практику и, если это актуально, семью и личную жизнь?
Как правило, научная деятельность и клиническая практика очень хорошо даже сочетаются, но нужно много времени. А именно для научной деятельности – много свободного времени. Что касается семьи и личной жизни – когда есть поддержка от любимых людей – все трудности нипочем, на самом деле. Балансы как-то находятся сами собой, волнообразно.
7. Как вы справляетесь с профессиональным выгоранием и эмоциональными нагрузками, которые неизбежны в медицинской сфере?
Вспоминаю, что у меня есть личная жизнь, есть любимое хобби. Пытаюсь отвлекаться, менять обстановку по выходным. Но это все равно бывает непросто, так как, в связи с такой специальностью, я остаюсь с пациентами на связи в выходные и во время отпуска. Все врачи так живут, я думаю, ты просто привыкаешь, и даже, будто, не можешь без этого.
8. Как женщинам в науке научиться заявлять о себе, получать финансирование и руководить исследованиями в конкурентной среде?
Самое первое, как можно заявить о себе – это опыт публичных научных выступлений. Даже своими вопросами на конференциях на доклады коллег – это тоже способ заявить о себе. Что касается финансирования и руководства исследованиями – это сразу точно не получится. Для этого нужно получить определенный статус, изначально написав множество статей под руководством других. Это длительный процесс.
9. Какой совет вы бы дали молодым девушкам, которые хотят заниматься медицинской наукой, но боятся столкнуться с барьерами?
Начинать с малого. Подумать о специальности, которая интересна, возможно, выбрать более узкую тему в данном направлении, читать научные статьи, в том числе зарубежные, посещать научные мероприятия по данной и смежной специальностям. Через волнение и страх выступать, общаться с коллегами. Не бояться вопросов, что могут задавать по вашей научной теме, ведь вопросы – это наоборот хорошо. Это значит, что ваша работа интересна. Шаг за шагом, и все будет получаться. Не бойтесь трудностей, с ними вы становитесь сильнее. Ошибки – это всегда часть пути.
