Ректор МПГУ Алексей Лубков рассказал о том, как проходит приемная кампания в педвузы, специально для программы «Просветительский обзор» медиацентра Минпросвещения России.

Профессия педагога остается одной из самых актуальных и востребованных в современном обществе. В последние годы наблюдается значительный рост интереса к педагогическим специальностям, что подтверждается увеличением числа заявлений от абитуриентов. В 2024 году в России насчитывается 255,7 тысяч бюджетных мест и 791,4 тысяч платных мест в педагогических вузах. В некоторых педагогических вузах конкурсы на популярные направления составляют до 30 человек на место, что демонстрирует растущий интерес к педагогическим профессиям.

Например, в МПГУ количество поданных заявлений увеличилось на 33% по сравнению с предыдущим годом, а конкурс на педагогические специальности возрос на 14% по укрупненной группе подготовки «Образование и педагогические науки».

МПГУ участвует в пилотном проекте, инициированном указом президента России о реформировании системы высшего образования. Ранее было принято решение о создании национальной системы высшего образования, которая сочетает лучший советский и современный опыт.

Алексей Лубков, ректор МПГУ, подчеркнул, что качество абитуриентов поменялось с момента старта проекта реформирования системы высшего образования:

В прошлом году качество абитуриентов, поступающих на наши пилотные проекты, заметно улучшилось. Несмотря на то, что у нас всего 7 программ, средний балл ЕГЭ составил 83, что выше, чем по традиционным направлениям подготовки (80 баллов). Особенно радует, что по таким направлениям, как физика и информатика, уровень подготовки тоже вырос.

Мы внимательно следим за успехами студентов, в частности, на факультете физики и информационных технологий. Зимнюю сессию они сдали в два раза лучше, чем их сверстники по другим направлениям. Более 60% студентов показали высокую успеваемость, что свидетельствует об их интересе и усердии, несмотря на сложность факультета. Мы надеемся, что в этом году к нам присоединятся еще более подготовленные абитуриенты.

Бюджетные места в МПГУ:

  1. Количество бюджетных мест: МПГУ имеет достаточное количество бюджетных мест для абитуриентов.
  2. Отвечая на вопрос о проходных баллах, ректор отметил:

На данный момент трудно определить проходные баллы для поступления на бюджетные места, поскольку процесс приема еще продолжается. Окончательные данные о проходных баллах будут известны в начале августа, когда прием заявлений завершится.

  • Целевой набор: по направлению педагогического образования целевое обучение занимает лидирующие позиции среди других форм подготовки.
  • Способы подачи документов: подача документов на бюджетные места осуществляется онлайн. Университет обязуется обработать поданные документы в течение 48 часов.
  • Поддержка со стороны государства: участие в пилотном проекте и наличие бюджетных мест подчеркивают внимание государства к подготовке педагогов.

Изменения в подготовке педагогов

Система подготовки педагогов претерпела значительные изменения за последние 10 лет. Ядро высшего педагогического образования в России было создано в рамках инициативы Министерства просвещения, направленной на укрепление единого образовательного пространства и синхронизацию содержания образовательных программ. В МПГУ увеличено количество практических занятий с первого курса.

Международное сотрудничество

МПГУ активно принимает иностранных абитуриентов, среди которых более 2000 учащихся из Китая. Университет имеет прочные связи с вузами КНР и другими странами СНГ.

Поддержка трудоустройства выпускников

Университет активно сотрудничает с регионами для обеспечения трудоустройства своих выпускников. Недавно МПГУ подписал соглашение с Департаментом образования Москвы и другими регионами, тем самым давая возможности выпускникам находить работу в школах.

МПГУ стремится к укреплению позиций педагогического образования в России и продолжает работать над повышением качества подготовки будущих учителей. Несмотря на высокие показатели у вуза, отмечается кадровый дефицит педагогов по всей стране. Дефицит школьных учителей в регионах России в прошлом году составляет в среднем менее 4% от общего числа педагогических кадров. В некоторых регионах дефицит может быть более значительным, в частности, в Херсонской области дефицит составляет около 50%, а в Луганской Народной Республике — около 12%.

Скриншот из телеграм-канала Минпросвещения России.