Стартовал второй год преподавания в вузах курса «Основы российской государственности», разработанного по поручению Президента РФ. В пресс-центре МИЦ «Известия» состоялся круглый стол Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) на тему: «Разработка и внедрение курса «Основы российской государственности» продолжается: первые специализированные курсы». На круглом столе были рассмотрены общие вопросы преподавания дисциплины, её цели и задачи с учетом уже полученного опыта.

Модератором выступил Владимир Шаповалов, политолог, член правления Российской ассоциации политической науки. Он указал, что в рамках работы над курсом было разработано три учебника по «Основам российской государственности», подготовлено около 20 пособий по ключевым социально-гуманитарным дисциплинам.

Доцент кафедры социологии и психологии политики факультета политологии МГУ им. М.В. Ломоносова, директор департамента просветительской деятельности Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) Антонина Селезнева указала, что основными задачами курса «Основы российской государственности» являются сохранение и укрепление традиционных ценностей среди молодежи.

По мнению Антонины Селезневой, стране важно сегодня сохранить себя как сообщество, свою государственность и, опираясь на традиционные ценности, идти вперед, развиваться и достигать тех целей, которые поставлены на уровне руководства РФ.

Антонина Селезнева:

Цель курса, который мы сегодня обсуждаем, конечно, сопрягается с одной из сложнейших задач, поставленных в указе Президента о необходимости сохранения и укрепления традиционных ценностей, в нашем случае в молодежной среде. И те вызовы и угрозы в нашей стране, которые сегодня мы видим, безусловно, требуют проведения этой работы, поскольку именно традиционные ценности и лежат в основе нашей российской идентичности.

Заместитель главы Минобрнауки России Ольга Петрова сделала акцент на том, что курс призван связать социогуманитарное ядро и идеологическую составляющую всей образовательной программы вузов.

Также она подчеркнула важность учета региональных особенностей при реализации курса. Она отметила, что гибкость и междисциплинарный подход усиливают курс. По ее словам, социологические исследования и отзывы студентов подтверждают его актуальность и необходимость. В этом году планируется синхронизация курса с дисциплинами социогуманитарного блока, а перед началом учебного года преподаватели прошли дополнительное обучение.

Ольга Петрова:

Гибкость и междисциплинарность – это то, что делает курс сильнее. Социология и отклики студентов подтверждают его востребованность и необходимость. В этом году мы синхронизируем курс с дисциплинами социогуманитарного блока. Также перед началом учебного года было проведено дополнительное обучение педагогов.

Ольга Петрова также напомнила, что курс был разработан при участии 7,5 тыс. преподавателей со всей страны.

Андрей Полосин, проректор РАНХиГС при президенте РФ и научный руководитель проекта “ДНК России”, дополнил, что во многом вопрос об изменении методики преподавания знаний о российской государственности был поставлен самими педагогами. Он также отметил, что курс помогает выпускникам университетов сформировать целостное и ясное понимание общественного пространства, в котором они будут действовать как граждане России.

Андрей Полосин:

Курс “Основы российской государственности” в результате обмена междисциплинарным знанием, межконцептуальным знанием, позволил сформулировать ряд положений и определить ряд понятий, которые положены в его основании. Что позволяет нам в дальнейшем, развивая эту систему понятий и знаний, внести соответствующие изменения в те дисциплины социально-гуманитарного блока, которые преподаются в рамках высшего образования. И сформулировать для выпускников вузов целостную и непротиворечивую картину общественного пространства, в котором студент будет реализовывать себя в качестве гражданина нашей страны.