Трехуровневые специалисты: от школы до НИИ
ЦЭМИ РАН совместно с ГАУГН запустили проект «Мастерская инновационного моделирования», чтобы познакомить школьников с компьютерным и имитационным моделированием. Междисциплинарность и бесшовность — 2 актуальных тренда в системе науки и образования. Приоритет на подготовку кадров в этой логике был четко обозначен появлением нового нацпроекта «Кадры».
В 2024 году ЦЭМИ РАН, ГАУГН и Школа на проспекте Вернадского подписали трехстороннее соглашение о научно-техническом сотрудничестве.
Среди учащихся 10-х классов школы было отобрано 10 человек, которые потом были распределены на 4 команды. Каждая команда представила свой проект:
«Цифровизация школ – переход от обычной столовой к цифровой на примере школы на проспекте Вернадского». Цель исследования заключается в разработке модели цифровой столовой с внедрением терминалов самообслуживания с целью сокращения очередей и минимизации времени ожидания обслуживания на основе собранной статистической информации.
«Цифровая модель «Школы на проспекте Вернадского». Целью исследования стало создание цифрового двойника «Школы на проспекте Вернадского» в программе AnyLogic, что позволит в будущем проводить сценарные эксперименты по оптимизации школьного пространства с учетом реальных статистических данных.
«Анализ и моделирование миграционных потоков из стран СНГ в Россию». Целью данного исследования являлось проведение анализа социальных и экономических причин миграции из стран СНГ в Россию и разработка имитационной модели на основе агент-ориентированного подхода.
«Моделирование нефтяных торговых потоков России и стран БРИКС». Ключевая цель исследования заключается в анализе текущего экономического положения России, с учетом санкций и внешнего политического давления. Экономическим сегментом, на базе которого проводились компьютерные эксперименты является нефтяной рынок с совокупным объемом торгового оборота стран БРИКС. В основе методологии лежит анализ статистической информации и разработка агентной модели нефтяных торговых потоков стран БРИКС.
В основу практических наработок, которые собраны в экспериментальном курсе подготовки подрастающих IT специалистов, легли исследования, апробированные на различных площадках — конкурс Счетной палаты Российской Федерации «Применение доказательного подхода для оценки государственных программ, проектов, мер», конкурс «Моя страна-моя Россия».
В планах инициаторов проекта — наладить системное сотрудничество с образовательными учреждениями и организациями по всей России, реализовать онлайн-форматы обучения и создать обучающее пособие.
Юрий Татунов, начальник отдела профориентации школьников ГАУГН, для НОП:
Цель проекта «Мастерская инновационного моделирования» – создание эффективной площадки для развития прикладных навыков в направлении компьютерного и имитационного моделирования. Под руководством ведущих отечественных экспертов и компьютерных виртуозов науки посредством преподавания и наставничества ребята уже со школьной скамьи получают знания и специальные навыки в перспективной и развивающейся научной отрасли.
Эффективность данной программы доказывает то, что с итоговыми проектами обучающиеся могут не только участвовать в региональных и всероссийских конкурсах, но и публиковаться в уважаемых, индексируемых научных изданиях. Такая модель как нельзя лучше олицетворяет вертикаль профессионального развития “школа-вуз-наука”, которую с самого начала своего существования продвигает наш Университет.