Молодой коммуникатор креативен и стремителен, но косноязычен, в отличие от своих наставников.

Пиарщики, копирайтеры и другие коммуникаторы нового поколения не только говорят на сленговом языке, но и приравнивают свои рабочие тексты к нему, если уходить в крайности – как говорят, так и пишут. В этом есть и своя особенность – время идет, профессия «коммуникатора» меняется, поэтому классической школе взаимодействовать с молодыми кадрами этой сферы будет эффективно с точки зрения формирования новых и более практикориентированных образовательных программ.

На круглом столе «Профессия «коммуникатор»: практичное сегодня, футуристичное завтра» в пресс-центре «Россия сегодня» провели параллель: чему из классического грамотного русского языка нужно научить молодых райтеров, а что нужно перенять из их идей и свежего взгляда. В разных компаниях коммуникаторы делятся на множество подразделений: пиар, маркетинг, внутриком, HR-бренд и др. Формируется большой механизм, но и появляется проблема единой и эффективной коммуникации. Команды достигают синергии в коммуникации используя веб-платформ, а если брать более распространенно, то соцсети.

Руководитель Центра развития коммуникаций в сфере ИТ «Приоритет» Валерий Левченко:

За последние 20 лет коммуникационные стратегии претерпели существенные изменения. От синхронизации различных медиа-платформ до таргетирования информации и совершенствования методов оценки эффективности PR-кампаний. Однако, несмотря на расширение форматов и инструментов, остается важным глубокое погружение в специфику каждой области коммуникаций. Современный пиар-специалист должен балансировать между универсализмом и узкой экспертизой, адаптируясь к меняющимся требованиям рынка.

В НИУ ВШЭ за миллион рублей в год студенты учатся на пиарщика, как сказала эксперт по стратегическим коммуникациям Кермен Манджиева – немыслимо казалось, потому что в профессии столько денег не зарабатывают, а тут студенты готовы учиться платно. Кем они выйдут на рынок труда, и какую профессию они улучшат?

Профессия коммуникатор в области связей с общественностью появилась 21 год назад по инициативе Ассоциации по связям с общественностью (РАСО). И с тех пор коммуникаторам всех направлений пришлось осваивать технологии онлайн и интегрированных коммуникаций. Почему? Потому что эти технологии используют целевые аудитории, специалисты должны в ногу идти со временем, в том числе и технологии искусственного интеллекта.

Это отметила Кермен Манджиева и объяснила:

Когда работодатель видит в резюме, что соискатель пишет «20-летний опыт», он понимает, что он ещё пейджером пользовался, а сегодня нужно, чтобы он рилсы снимал и в дискорде мог с детьми общаться.

Еще одна из проблем или особенностей молодого поколения коммуникаторов – общение с клиентами, руководством и коллегами происходит исключительно через переписки в мессенджерах и на почте. Причина: так удобнее, а еще – звонить некомфортно, хоть и быстрее. Возможная причина такого дискомфорта – слабая устная грамотная русская речь. Как отметила управляющий директор компании Red Digital Мария Высоцкая, сегодня вся школьная система образования построена на тестах, что не способствует развитию речи, желанию читать, все клиповое.

Косноязычность играет сейчас в минус, и миллениалы еще умеют говорить, но поколение младше – практически нет. Люди, которые представляют компанию, выходят рассказывать про свой бизнес – сложно составляют слова в предложение. Будущее за теми, кто умеет хорошо и красиво говорить.

Какие кадры тогда сегодня нужны и где?

– Профессионалы с 20-летним опытом не уходят на дальний план, а должны стать наставниками для новых коммуникаторов;
– Продюсеры сейчас есть в каждом проекте, но набирают обороты именно смысловые продюсеры, кто будет определять «ядро» для дальнейших публикаций в медиа, интернете, СМИ и т.д.;
– GR-коммуникаторы, которые взаимодействуют с властью;
– PR-, HR-щики, которые привлекут кадры в регионы (в этом заинтересовано не только государство, но и бизнес). Коммуникатор, который сегодня активно развивает свои навыки, изучает новые технологии и адаптируется к меняющимся условиям рабочей среды, имеет все шансы стать футуристом завтра. Это предполагает не только понимание текущих трендов, но и умение предсказывать будущие направления развития коммуникаций в организации и за ее пределами.