Сегодня постепенно на передний план выходит получение инженерного образования. Во-первых, высококвалифицированные инженеры способны обеспечить технологическую модернизацию и конкурентоспособность экономики страны. Нехватку специалистов отметил и глава Минцифры РФ Максут Шадаев.

Приказом Минобрнауки РФ был создан Координационный совет в области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки», который разработал Стратегию развития инженерного образования на период до 2020 года. В появились новые проекты: Передовые инженерные школы, «Приоритет 2030» и другие.

Инженерное образование в России имеет богатые исторические традиции, которые необходимо сохранять и развивать, в том числе на основе лучших советских практик.

В рамках пресс-конференции «Все ответы — в науке: инженерное образование в НИЯУ МИФИ» на площадке МИА «Россия сегодня» участники обсудили, как вырастить создателей разработок будущего в области научного приборостроения, что меняется, а что неизменно в образовательной модели вуза, какое место занимает математика в подготовке инженеров-исследователей, как студенты влияют на образовательный процесс, каковы современные абитуриенты, как меняется школьное инженерное образование.  

В 2023 году МИФИ вошел в топ-10 мировых вузов в области ядерного образования и ставит цель войти в топ-5 к 2030 году.

Владимир Шевченко, ректор НИЯУ МИФИ, рассказал о том, что сегодня из себя представляет инженерное образование:

Передовые инженерные школы (ПИШ) – это федеральный проект Министерства науки и высшего образования РФ, направленный на подготовку высококвалифицированных инженерных кадров для ключевых отраслей экономики. В рамках проекта, который продлится до 2030 года, отобранные вузы совместно с технологическими компаниями создают инновационные инженерные школы для обучения студентов и проведения совместных разработок.

 Цели и задачи проекта

  • Обеспечить высокотехнологичные и экспортно-ориентированные секторы экономики России квалифицированными инженерными кадрами.
  • Создать новейшие виды высокотехнологичной продукции в партнерстве с ведущими российскими компаниями.
  • Сформировать среду для работы талантливых преподавателей, исследователей и инженеров-практиков.

Владимир Шевченко прокомментировал:

Наш университет выступает экспертно-методическим оператором проекта передовой инженерной школы, который развивается динамично. Владимир Путин в Федеральном послании поставил задачу увеличить число ведущих инженерных школ до 100.

Современная инженерия – это уже не простая эксплуатация устройств, а междисциплинарная и метапредметная деятельность. Она требует глубокого научного понимания, включая знание физических, технических и технологических основ. Инженер должен уметь эффективно сочетать цифровое моделирование и натурные исследования. Так, в НИЯУ МИФИ готовят не отдельных специалистов: инженеров или физиков, а сразу специалистов разнопрофильных: инженер-исследователь, инженер-физик. Сегодня перед инженерным образованием стоят новые вызовы, такие как: необходимость учета экономических ограничений, проектирования сложных систем, понимания взаимосвязей в рамках более широкого контекста. Это требует от современного инженера более комплексной подготовки.

Опираясь на богатое наследие великих русских инженеров прошлого, современное инженерное образование в России ставит перед собой задачу воспитания нового поколения высококвалифицированных специалистов, обладающих не только узкопрофессиональными знаниями, но и широким междисциплинарным кругозором.

Владимир Шевченко подчеркнул:

Мы гордимся наследием великих русских инженеров дореволюционной и советской эпох: Ладыгина, Яблочкова, Шухова, Королева, Курчатова. Современный инженер должен не только обладать узкопрофильной квалификацией, но и широким пониманием контекста своей деятельности, включая экономические, управленческие и междисциплинарные аспекты.

Иван Тронин, доцент, и.о. заведующего кафедрой молекулярной физики Института нанотехнологий в электронике, спинтронике и фотонике НИЯУ МИФИ, рассказал о том, кем сегодня является современный инженер-исследователь – это специалист, обладающий фундаментальными знаниями, способный реализовать свои идеи в конкретных разработках и проектах. Он не только понимает принципы работы приборов и систем, но и умеет проектировать их с учетом экономической составляющей:

Ключевыми аспектами подготовки инженера-исследователя являются:

  1. Прочная фундаментальная база в области естественных и технических наук
  2. Практические навыки работы на современном оборудовании и проектирования новых приборов
  3. Понимание экономических аспектов инженерной деятельности, умение считать затраты и оценивать конкурентоспособность разработок

Сегодня на базе МИФИ реализуются следующие программы для повышения экономических знаний у студентов:

Поддержка технологических стартапов

  • Создаются программы по развитию предпринимательства.
  • В вузе поставлена цель вывести одну из компаний на IPO к 2030 году.

Усиление бизнес-подготовки студентов

  • Был проведен опрос работодателей, которые отметили нехватку у выпускников экономических и финансовых навыков.
  • Перестройка учебных программ с привлечением специалистов из ведущих экономических вузов и успешных бизнесменов-выпускников.

Владимир Кислов, и.о. директора Дирекции развития проектной деятельности НИЯУ МИФИ, отметил целесообразность получения экономических знаний:

Мы потихонечку внедряем отдельные дисциплины, отдельные внеучебные проекты, какие-то процессы, запустили акселератор технологических проектов. Потихонечку вот эту культуру внедряем в нашу ежедневную деятельность, чтобы она стала неотъемлемой частью и нашего образовательного процесса, и нашего научно-исследовательского процесса, и нашего инновационного процесса.

Первая область — это бизнес-модели и финансо-экономическая модель. Вторая история — это сметы, проектные сметы, отчисления, налоговая обвязка. И третья история — это маркетинг.

Математика – ключевой элемент современных высокотехнологичных отраслей и стартапов. Без математических алгоритмов невозможно представить ни одну инженерную разработку или программно-аппаратный комплекс.

Павел Рябов, заместитель директора Института лазерных и плазменных технологий НИЯУ МИФИ, подчеркнул роль математических наук:

Роль математики особенно важна в атомной промышленности. Ни одно предприятие «Росатома» не обходится без математических моделей – от создания тренажеров для атомных станций до разработок в области медицины.

В МИФИ реализуется система математического образования, сочетающая формирование математического мышления и междисциплинарный подход. Студенты изучают базовые математические концепции, а также участвуют в проектах, объединяющих специалистов разных профилей – ИТ-специалистов, математиков, медиков. Это позволяет готовить инженеров-исследователей, способных решать комплексные задачи. Неотъемлемой частью математического образования в МИФИ является также неформальная образовательная среда, в рамках которой работает Математическая лига.

Алексей Егоров, руководитель приемной комиссии НИЯУ МИФИ, отметил уровень подготовки студентов при поступлении в вузы:

Уровень подготовки студентов, которые приходят в университет, высок, но они часто не имеют начальных профессиональных навыков, которые крайне важны для дальнейшего обучения. Университетам приходится тратить время на переобучение студентов.

Текущая система школьного образования и поступления в вузы имеет фундаментальные проблемы. Она ориентирована на узкие академические дисциплины, в то время как инженерная деятельность требует междисциплинарного подхода. Это приводит к тому, что многие абитуриенты не находят ответы на свои вопросы в университетах. Основная миссия университетов заключается в том, чтобы помочь студентам понять, для чего они предназначены в жизни, а не просто подготовить специалистов для рынка труда. Этот процесс должен начинаться как можно раньше, возможно, даже с рождения ребенка.

Неоднократно подчеркивается необходимость трансформации образовательной программы, что сегодня необходимо самим студентам? Современные студенты приходят в университет с другими запросами: они хотят яркого, вдохновляющего обучения, сочетания фундаментальной науки и прикладных навыков. Важно развивать у студентов способность совмещать информационные и естественные науки, быть творческими новаторами, разбираться в бизнес-процессах.

Агния Бородина, председатель Студенческого научного общества НИЯУ МИФИ, отметила, какие условия для всестороннего развития существуют в вузе:

Для этого в МИФИ активно внедряются проектные практики, инженерные игры, исследовательские задачи, где студенты могут проявить себя вне зависимости от направления обучения. Такая деятельность помогает студентам осознать свой вклад в развитие общества, взять на себя ответственность как будущие выпускники МИФИ.

Стоит отметить, что МИФИ ведет активную работу, направленную на повышение престижа инженерного образования. Абитуриенты и студенты показывают высокий уровень знаний. Однако, зачастую им не хватает начальных профессиональных навыков, необходимых для дальнейшего обучения и работы. Поэтому МИФИ вынужден уделять время на восполнение этих пробелов в подготовке.