Совет – кадры, инженерия, система
Советский инженер. Президент Владимир Путин провел заседание Совета при президенте. Обсуждались вопросы обеспечения приоритетных направлений научно-технологического развития инженерными кадрами.

Общие места
Единая сквозная система подготовки инженерных кадров – в обобщенном виде: «детсад – школа – колледж – вуз – предприятие – производственная аспирантура».
В виде кейсов представлены уже знакомые программы: Профессионалитет, увеличение КЦП для инженерных специальностей, ПИШ и студенческие КБ. Также озвучена важность ориентация инженерии на условия платного и кредитного обучения.
Подготовка кадров необходима в таком формате, чтобы навыки и знания оставались актуальными через 10-15 лет – то есть, с опережением технологического прогресса или нога в ногу с появлением новых направлений и рынков высокотехнологичной продукции.
Губернатор Красноярского края Михаил Котюков предложил переориентировать все программные мероприятия (включая гранты, кампусы и т.п) именно на задачи технологического лидерства.
Школа
Основа подготовки инженерных кадров – школа. Отсюда важность новых единых учебников и образовательных программ, синхронизированных по предметам друг с другом. Также требуется повысить наполняемость школ учителями точных и естественных наук, а также повысить их квалификацию.
Для учителей-предметников и преподавателей профильных дисциплин в колледжах и вузах предложена модель аналогичная той, что действует для медиков – с регулярным повышением квалификации.
На популяризацию научной и инженерной карьеры будет служить платформа «Первые в науке» – ее совместно открывают «Движение первых», Геоскан, Курчатовский институт, Сириус и Корсовет Совета по науке и образованию.
СПО
Модель «Профессионалитета» встречает единодушную поддержку. Очевидно, что в итоге она охватит большинство колледжей.
Среднее профессиональное образование рассматривается не только как прямой путь из школы на производство, но и как важная ступень в получении образования – далее выпускник, получивший практические навыки, может достроить высшее образование, а в перспективе – и производственную аспирантуру.
Университеты
Министр науки и высшего образования Валерий Фальков затронул тему платного приема.
- Он попросил поручение для ведомства получить полномочия по согласованию планов платного приема университетов независимо от ведомственной принадлежности.
- Выдавать образовательные кредиты по 3% только для поступающих на приоритетные специальности, прежде всего инженерные.
- Размер платы должен быть не ниже реальных затрат на обучение.
- Усилить профилированное вузовское ДПО.
Двухуровневая модель переосмыслена – теперь есть полноценные программы подготовки инженеров, а магистратура остается – для специализированных знаний для тех, кто имеет практический опыт.
Поручения – участники
РАН, РАО, ведущие вузы и научные институты и вузы получили задание обновить программы по математике, сделав их сбалансированными, понятными и интересными для школьника.
Глава Минпросвещения Сергей Кравцов попросил о двух поручениях:
- С фондом «Талант и успех» («Сириус») провести работу:
по сопровождению, анализу и закреплению талантливых ребят именно на предприятиях нашей страны, особенно высокобалльников, стобалльников и победителей всероссийских и международных олимпиад.
- Дать поручение ведомству с соответствующими органами провести контроль дебюрократизации учителей.
Михаил Кузнецов (руководитель исполкома ОНФ) поставил вопрос, который нередко возникает, но чаще всего замалчивается – срочная служба в армии. Помимо прочего она разрушает цепочки преемственности в образовательных траекториях по инженерным специальностям, отток которых идет в сторону IT из-за огромного количества льгот. Решение пока ищется при участии Минобороны.
Финал Совета – прямые поручения президента
- Повысить требования к поступающим в педвузы по направлениям математика, физика, биология, химия. Ввести педагогические модули в 2026 г. во всех технических вузах. Укреплять интерес школьников к науке и инженерной деятельности.
- Правительству – обновить 5-летний прогноз потребности экономики в кадрах. Нацпроекты технолидерства должны ставить задачи колледжам и университетам. В новой модели распределения КЦП они должны быть поддержаны регионами и ключевыми работодателями, а в случае с ведущими вузами и колледжами – получать прямой госзаказ.
- Повышение качество платного приема в вузы – ориентировать на востребованные направления.
- Все лучшие методики должны быть собраны и тиражированы. Для этого нужно создать эталонные образовательные программы.
- Переосмыслить вузовское ДПО для инженерно-технических специалистов, а также преподавателей специальных дисциплин.
Как и в аналогичных случаях с заседаниями других Советов инициативы были подготовлены загодя и, вероятно, согласованы между ключевыми участниками научно-образовательного процесса.
Действительно радикальных предложений много, но среди них выделяются два: профилированный платный прием и ориентация всех программ на инженерные направления и нацпроекты технологического лидерства.
Подробнее на сайте