Состояние и тенденции развития ведущих российских творческих вузов
Образование в области культуры и искусства в России продолжает оставаться одним из наиболее престижных и востребованных направлений.
Расширение и инновации в образовании
- ВГИК под руководством Владимира Малышева активно развивается, открывая новые институты и филиалы, включая анимацию и информационные технологии, а также восстанавливая НИИ кинематографии. Это указывает на стремление к модернизации и расширению предложений для студентов.
Владимир Малышев отметил:
Конкурс на актерское отделение ВГИКа впечатляет — более ста претендентов на одно место. ВГИК по праву считается первым в стране вузом, специализирующимся на кино. Теперь в структуре университета появились два новых института: анимации и информационных технологий, а также восстановлен НИИ кинематографии, который ранее был закрыт.
У ВГИКа есть четыре филиала: в Ростове, Иркутске, Сергиевом Посаде и Ташкенте.В следующем году, по указанию президента, откроется филиал в Хабаровске. Что касается ЕГЭ, то 40 баллов уже считается удовлетворительным результатом, хотя еще недавно это была оценка «двойка».
- ГИТИС, во главе с Григорием Заславским, подчеркивает важность личного участия абитуриентов в творческих испытаниях, что говорит о сохранении традиционного подхода к отбору студентов.
Григорий Заславский рассказал:
Одним из ключевых достижений является то, что участники, не пришедшие на творческие испытания, не смогли пройти конкурсный отбор. Личное присутствие на конкурсе имеет решающее значение.
О бюджете: для специальности «Художник по гриму» составляет 7 мест на 50 претендентов. Что касается драматургии: было подано 15 заявлений, из которых принято 7, все на внебюджетной основе.
Конкуренция за места
- Высокий уровень конкуренции наблюдается практически во всех ведущих вузах культуры и искусства. Например, в ВГИКе более 100 человек на место, а в ГИТИСе – 50 человек на 7 мест по специальности «Художник по гриму».
- Это подчеркивает престижность этих учебных заведений и высокий интерес к получению образования в области искусства.
Также о рекламной кампании высказалась Екатерина Кудрина, ректор Московского государственного института культуры:
Наш вуз участвовал в выставке «Россия», что сделало рекламу почти ненужной. В этом году мы получили более 10 тысяч заявлений (в прошлом — 6,6 тысячи). Набор на платные места продолжается до 20 августа.
Объявили набор по 52 направлениям и открыли библиотечно-информационный факультет на 25 мест. На бакалавриат — 50 мест (31 заполнено), на магистратуру — 13 мест по программе Россотрудничества. Среди иностранных студентов — 63 человека.
Принят 491 бюджетный студент, из них 63 по программе Россотрудничества. Информация о внебюджетных местах пока неизвестна. Стоимость обучения немного увеличена.
Студенты поступают на внебюджетные места с помощью материнского капитала и кредитов Сбербанка. В прошлом году многие участники проекта «Университетские смены» от Движения Первых поступили в наш университет.
Международное сотрудничество
- Вузы активно привлекают иностранных студентов, предлагая им различные программы обучения. Например, в Высшем театральном училище имени Щепкина поступали абитуриенты из Белоруссии и Казахстана.
Ректор Высшего театрального училища (института) имени М. С. Щепкина Борис Любимов о приезжих:
Разброс, конечно, по стране – как всю Россию-матушку проезжаешь. Владивосток, Абакан, с одной стороны, с другой стороны, Красноярск, Новосибирск и Евпатория. Из иностранцев поступали из Белоруссии и Казахстана несколько десятков человек.
Финансовые аспекты
- Несмотря на увеличение платы за обучение во многих вузах, они продолжают предлагать бюджетные места для наиболее талантливых абитуриентов. Это подтверждается примером Московского государственного института культуры, где уже принят 491 бюджетный студент.
- Однако повышение стоимости обучения может оказывать влияние на доступность образования для некоторых категорий абитуриентов.
Отказ от Болонской системы
- Некоторые вузы, такие как Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского под руководством Николая Тарасевича, отказываются от Болонской системы образования, предпочитая собственные подходы к обучению и оценке знаний студентов.
Николай Таврасевич подробнее о тонкостях обучения:
Мы отказались от Болонской системы. С самого начала мы не поддерживали ее и лишь открыли три направления бакалавриата из-за обязательного статуса университета. В этом году у нас выпустились последние студенты бакалавриата, и мы больше не будем набирать студентов на эти программы.
В этом году было подано 722 заявления, что больше, чем в прошлом году, когда их было свыше 600. Это связано с успешным проведением дня открытых дверей, который мы организуем всего второй год.
Министерство культуры помогло нам увеличить количество мест на 8, что является значительным достижением для нашего вуза.
Среди зачисленных иностранных студентов — 64 человека, из которых 58 из Китая, а остальные из Южной Кореи, Германии, Индонезии и США.
Развитие российских вузов культуры и искусства проходит в динамике. Они активно адаптируются к изменяющимся условиям, расширяют свою географию и предлагают новые направления обучения. Однако высокий уровень конкуренции и финансовые ограничения могут представлять определенные вызовы для потенциальных студентов. Международное сотрудничество и привлечение иностранных студентов указывают на стремление к экспорту российского образования в области культуры и искусства.
Скриншот из трансляции.