22 июня – та дата, когда вспоминают невыразимо тяжелую цену, что заплатил за победу над нацизмом Советский Союз. Но одновременно с этим уже в дне сегодняшнем – это повод осмыслить нацизм как оружие идеологического противостояния.

В медийной сфере состоялось два примечательных события:

  • Вышла статья Николая Патрушева «Защита исторической памяти – фундамент российской государственности»;
  • Прошла пресс-конференция и презентация результатов совместного исследования «ТАСС» – «Крибрум» «Украинский нацизм. Захват культурного и информационного пространства».

Все три материала – статья, пресс-конференция и само исследование – заслуживают того, чтобы их внимательно изучить. Нас же интересуют, в первую очередь, научно-образовательные и молодежные сюжеты – к слову, одни из самых горячих в вопросах ментальных войн Запада против России в инфопространстве и политика Украины в условиях Специальной военной операции.

Помимо длительной войны на «нашем» информационно-коммуникативном поле, велась и «война за Украину». Именно в ней западным технологам удалось создать разрыв поколений и посеять семена розни.

Главное


Краеугольным камнем дискурса исторической правды России и объектом атак Запада стала Великая Отечественная война. Коллективный «Запад» покрыл вуалью забвения подвиг советского народа, его основополагающую роль в победе над нацизмом. Еще недавно правилом хорошего тона в российском научно-образовательном сообществе, разъеденном западной пропагандой, например, было отождествление нацистской Германии и Советского Союза.

Захватить науку, образование, учебники
Ментальная война против России началась не вчера, но особую остроту она (неосознаваемая многими внутри страны) приобрела в эпоху перестройки и в 90-х года.

Николай Патрушев подчеркивает:

Под видом совместных научных исследований и международной образовательной деятельности западники на протяжении многих лет пытались полностью переформатировать историческое образование в Российской Федерации, удаляя из школьных учебников основополагающие знания о героизме советского народа. Дегероизация солдат и офицеров Советской армии сопровождалась восхвалением предателей и попытками «переосмыслить» решения Нюрнбергского процесса.

Эта подрывная работа во многом оказалась достаточно успешной. Научно-образовательное сообщество стало всерьез тяготеть к либеральным (западным) трактовкам, то же происходило и с учителями.

Николай Патрушев отмечает:

С сожалением приходится признать, что и в России сложился немногочисленный пул активных и напористых авторов, чьи «исследования» и публикации носят откровенно враждебный характер.

И все это завершается контролем за сознание детей через учебники.

Учебники отечественные

Многие эксперты относят так называемые «соросовские» учебники к факторам того, что выросло молодое поколение, весьма критически относящееся и к госполитике, и к патриотизму.

Именно от школьного учебника по истории «растут ноги» участия молодежи в разных формах протеста. Особо памятным был недавнее участие в протестах не только студентов, но и школьников. Именно после него стало понятно – идет война за умы подрастающих поколений.

Учебники украинские

На Украине в этом смысле победу в ментальной войне одержал коллективный Запад.

Исследователи в спецпроекте ТАСС и Крибрум отмечают:

Все существующие учебники истории созданы в рамках концепции Грушевского и последовательно развивают тезис об исторической государственности Украины и негативном русском влиянии на нее.

Общими чертами всех украинских учебников истории являются:
– Использование мифов о древнем украинском народе, его исключительной культурной миссии в качестве неоспоримого исторического базиса;
– Представление контактов с Россией и русскими в качестве источника бедствий;
– Негативная оценка присоединения тех или иных территорий к России и Российской империи;
– Замалчивание выгод, получаемых народами в рамках большого государства;
– Обвинения в геноциде в адрес России (СССР);
– Представление СССР как агрессора и одного из инициаторов Второй мировой войны, реабилитация местных коллаборационистов и представление их борцами за свободу;
– Пересмотр истинных исторических фактов, реабилитация и героизация коллаборационистов.

Вывод авторов:

Через новые учебники истории в сознание детей внедряются идеи национальной исключительности, русофобии, ревизии и фальсификации истории, героизации нацистских преступников и пособников.

Учитель

Но сам по себе учебник кардинально недостаточен – требуются «проводники смыслов» для школьников, то есть – учителя. Как Великую Отечественную выиграл советский учитель, так и в ментальной войне с недружественным Западом важна роль российского учителя.

Что делать?

Коммуникация. Тотальной атаке Запада на наше мировоззрение и нашу историю можно противопоставить только такой же масштабный коммуникативный проект. Он сейчас реализуется как внутри страны, так и в зарубежных странах. Школьников, студентов, молодежь и представителей старших возрастов объединили волонтерские проекты (например, Волонтеры Победы), «Бессмертный полк», крайне популярные выставочные проекты.

На пресс-конференции в ТАСС Игорь Ашманов отметил, что при всей тотальности украинской пропаганды, люди остаются способны оперативно «перепрошиваться». Отсюда главная задача – сфокусировать инфопространство на дискурсе исторической правды.

Вторая работа – в долгую – это образование: от яслей до докторантуры. Советское образование было в свое время лучшим в мире, в том числе – благодаря патриотической подготовке школьников и студентов. И, конечно, нужны учителя – не только знающие свой предмет, но и патриотически настроенные, которые готовы просвещать, на менторствовать.

Школа

Николай Патрушев пишет о важной составляющей школьной работы:

Классные часы «Разговоры о важном» необходимо прекратить проводить формально, а отношение к урокам истории и литературы не должно быть второстепенным.

Заметим, что сейчас есть ярко выраженный крен школьного, среднего профессионального и высшего образования в сторону IT и инженерных направлений. Это соответствует конкретному вызову, стоящему перед страной, которая борется за технологический суверенитет.

Но одновременно с этим нужно растить гуманитариев – историков, политологов, специалистов по международным отношениям. Здесь обязательна «прививка» патриотизма.

Научный директор РВИО Михаил Мягков четко определил несколько обязательных условий денацификации сознания:

  1. Учебник.
  2. Мемориализация героев исторической правды, отмена таковой в отношении нацистских пособников и преступкников.
  3. Учитель – многие из них оказались «зазомбированы», а для денацификации школьного образования нужно будет собирать специалистов со всей России.
  4. СМИ, соцсети, блогеры.

Наука

Николай Патрушев подчеркивает:

Масштабные задачи стоят перед академической исторической наукой. Особенно актуальным на фоне западных искажений видится углубленное изучение начальных периодов истории Древней Руси, времени, предшествовавшего становлению российской государственности. Используя новые технологии, необходимо найти и продемонстрировать миру документальные свидетельства того, как на нашей земле появилась цивилизация, не покорившаяся ни одному врагу.

Также он пишет о работе за границами страны:

Федеральным ведомствам даны прямые указания продолжить системную работу по наращиванию гуманитарного присутствия России в мире, по противодействию русофобии и «отмене» российской культуры, а также по сохранению за рубежом исторической правды и памяти о роли России в мировой истории.

Масштабное историческое просвещение – еще один необходимый элемент. Эту работу проводят разные акторы – РИО и РВИО, музеи, научные институты, РАН, вузы и другие. Она (как элемент просвещения научного) входит в основные задачи Десятилетия науки и технологий.

Заключение

«История давно перестала быть лишь наукой о былых временах», – резюмирует в своей статье Николай Патрушев. Это лишь подтверждает утверждение, что именно история является главной политической наукой.

Михаил Никитин (Генпрокуратура) на пресс-конференции четко определил:

В сегодняшних условиях сохранение и защита исторической памяти, в том числе о трагедии Великой Отечественной войны, в особенности о преступлениях нацистской Германии и её союзников, и о вкладе нашей страны в победу над нацизмом является для России стратегической задачей, реализация которой непосредственно связана с обеспечением её национальной безопасности и защитой суверенитета.

Историческое наследие, историческая память – важнейшие сферы в любом обществе. Ложь и фальсификация истории способна нанести непоправимый вред подрастающему поколению. И в этом и главная опасность для будущего страны – её самоидентичности и в целом национальной безопасности. Противостоять этому необходимо на уровне как государства, так и гражданского общества.

В российской научно-образовательной сфере нацизма нет, а вот «вестернизация» продолжает гордо вышагивать по умам детей, молодежи, россиян. Нужна серьезная ревизия содержания учебников, а несмотря на все изыскания, часть «либеральных» утверждений просачивается в пособия. Аналогично с содержанием образовательных программ. При этом стоит учесть, что часть научного сообщества не переключилась от преклонения перед Западом и пораженчества России.

Параллельно с этим формулируется единая концепция исторического образования и просвещения, основанная на духовно-нравственном и историко-культурном фундаменте.

Для всех нас – Сила в исторической правде!

Подробнее:

Статья Николая Патрушева.
Спецпроект «Украинский нацизм. Захват культурного и информационного пространства.
Пресс-конференция и презентация.