Россия в международных образовательных отношениях
21-22 марта в НИУ ВШЭ проходит стратегическая сессия «Вопросы укрепления позиций России в международном образовательном пространстве».

Международный аспект никогда не терял актуальности, но при этом он трансформировался под реалии современности. Нынешней реальностью является Указ Президента № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» и КПЭ 500 тысяч иностранных студентов к 2030 году.
Отметим, что последние годы изменилась конфигурация международного академического сотрудничества сильно поменялась – вместо ориентации на страны Запада, а местами и подражания им, усилилось взаимодействие со странами Азии, Африки и Латинской Америки. И этот приоритет сегодня остается.
Что касается самих университетов, несмотря на то, что программа 5-100 закончилась еще в 2020 году, для многих все равно метрики международных рейтингов негласно так и остались лекалами эффективности и показателями конкурентоспособности вузов.
На фоне меняющейся геополитической обстановки сейчас, когда идет раунд переговоров при посредничестве президента США Дональда Трампа, есть основания предполагать, что ландшафт международных отношений в обозримой перспективе может поменяться. И это создаст новые условия для академического сотрудничества. Важно, чтобы Россия была к этому готова и ее интересы были учтены.
Стратсессию открыл министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков. Из его выступления стали понятны приоритеты и акценты в работе вузов по международному направлению.
Качество отбора иностранных абитуриентов
Министр обратил внимание на то, что качество контингента иностранных абитуриентов оставляет желать лучшего. В ближайшее время систему высшего образования ожидает «ревизия» — некачественное высшее образование будет отсекаться, в том числе это коснется обучения иностранцев.
Подготовка кадров для дружественных стран
Мягкая сила через подготовку кадров для других стран – тот инструмент, который когда-то очень эффективно сработал с деколонизированными странами Африки. Тогда во многом под эти задачи и был создан РУДН. Сегодня эти имеет результат в виде лояльного отношения старшего поколения африканцев, переданного потомкам. Это проверенный путь, которым точно можно идти.
Подготовка квалифицированных иностранных специалистов для российского рынка труда
Важно, чтобы талантливые иностранцы также могли работать в интересах социально-экономического развития России. Здесь особенно важно продумать механизм в сферах, которые по роду деятельности могут иметь значительные ограничения с точки зрения приема на работа – например, атомная отрасль.
Экспорт образования
География стран расширяется – в приоритете партнеры по БРИКС, а также перспективные государства Азии (Вьетнам, Таиланд и Пакистан), Латинской Америки (Бразилия, Куба), Африки (Нигерия, Намибия и страны Сахеля).
Грантовая поддержка талантливых иностранцев
Инструмент заложен в нацпроекте «Молодежь и дети». В 2025 году планируется выделить 2 000 грантов, в 2028 – 5 000.
Белый список рекрутеров
Минобрнауки России разрабатывает «белый список» компаний, которые зарекомендовали себя в рекрутинге абитуриентов. В отношении нарушителей планируется применять санкции, будет рассмотрен вопрос внесения поправок в законодательство.
Экзамен по русскому
Экзаменом по русскому языку для иностранных абитуриентов может стать уже существующий тест по русскому языку как иностранному.
Цифровой профиль иностранного студента
Минобрнауки России совместно с Минцифры России создадут цифровой профиль иностранного студента. Он будет содержать информацию о зачислении иностранного гражданина, данные об успеваемости, месте регистрации, академическом отпуске, стажировках и трудовой деятельности, а также визовые вопросы. Планиурется, что сервис интегрирован с суперсервисом «Поступление в вуз онлайн».
Центры довузовской подгтовки
Их количество будет увеличиваться, чтобы повышать уровень знаний иностранных абитуриентов.
Ассоциации выпускников
Тот инструмент, который может быть активно вовлечен в целях укрепления гуманитарного влияния России по миру. Сейчас действуют 232 ассоциации выпускников численностью более 530 тысяч человек в 80 странах мира.
Сергей Кабышев, председатель Комитета ГД по науки и высшему образованию, для НОП:
Стратегическая сессия призвана дать ответы на фундаментальные вызовы, связанные с переосмыслением подходов к международному образовательному сотрудничеству в контексте перехода к многополярному миру. Для России гуманитарное сотрудничество – это не только вопрос престижа на международной арене, но и вопрос поддержки мировым сообществом наших ценностно-мировоззренческих установок.