РОСБИОТЕХ укрепляет позиции в отрасли
Стратегическое лидерство вуза начинается с отраслевых союзов
Одна из целей каждого профильного вуза — завоевать доверие представителей отрасли. Эффективным инструментом становится взаимодействие с отраслевыми союзами, которые помогают устанавливать связи с первыми лицами предприятий и влиять на ситуацию на рынке.
О том, как влияет работа с союзами на стратегическое лидерство вуза и почему лучше взаимодействовать с работодателями через отраслевые организации, рассказывает к.э.н.,доцент, шеф-редактор отраслевого научного издания «Хлебопечение России», директор Центра коммерциализации и трансфера технологий Российского биотехнологического университета (РОСБИОТЕХ) Олег Омельченко.
Какие могут быть особенности во взаимодействии вуза и бизнеса?
- В каждой из отраслей очень много как крупных так и небольших предприятий. В условиях быстро меняющихся условий конъюнктура рынка способствует к уходу и появлению новых игроков в различных сферах и отраслях. Менеджмент компаний формируется из абсолютно несмежных отраслей, что, безусловно, затрудняет коммуникации на уровне личных контактов по сложившейся практике процесса: вуз — выпускник — партнер.
- Системно взаимодействовать с университетом могут себе позволить только крупные холдинги, в которых есть структуры по обеспечению коммуникации с вузами. Естественная ротация кадров как в вузе, так и в организации приводит к тому, что договоренности и планы с предыдущим руководством перестают быть актуальными, контакты часто утеряны с уходом менеджеров.
- Прикладные инженерные вузы Москвы находятся в сложных условиях конкуренции за системное трудоустройство выпускников по профилю подготовки, так как большинство крупных и средних предприятий находится в регионах нахождения исходного сырья для формирования производственных цепочек. Представители бизнеса зачастую не верят, что в Москве можно подготовить кадры для работы на производстве в регионах. К тому же, региональные предприятия нацелены на “недорогие” рабочие руки.
В 2020 году был сформирован ранжированный список топ-300 отраслевых объединений и деловых ассоциаций России. В дальнейшем пул ассоциаций был сгруппирован по видам экономической деятельности. В качестве классификатора был использован государственный стандарт — общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД).
Для того, чтобы укрепить свои межотраслевые позиции и общую узнаваемость, РОСБИОТЕХ сотрудничает с союзами по всем основным направлениям подготовки в части биотехнологий, пищевой промышленности, ветеринарии, химической промышленности. В 2024 году были подписаны договоры о всестороннем сотрудничестве с Российским союзом химиков, Российским союзом пекарей, Союзом мясопереработчиков, картофельным союзом и рядом других отраслевых объединений.
Преимущества сотрудничества с союзами
- Содействие заключению договоров на научно-исследовательскую работу (НИР) и повышение осведомленности общественности о вузе. Представители РОСБИОТЕХа, используя ресурсы коммуникации для доступа к широкой аудитории целевых слушателей отраслевых объединений, рассказывают о разработках и перспективах исследований в рамках научно-исследовательских работ. Союзы размещают логотип вуза на своих ресурсах.
- Привлечение внимания к выработке единых требований к стандартам подготовки специалистов, раскрытие возможностей университета при целевом наборе и особенностях дуального обучения для всех предприятий-членов союза. Пока единые профстандарты существуют далеко не во всех отраслях, но востребованность принятия единого регламента подготовки отраслевого специалиста очевидна. Кто первый охватит эту нишу, тот и будет “у руля” через 7-10 лет.
- Авторитет руководства отраслевых объединений позволяет налаживать прямую коммуникацию с топ-менеджментом конкретных предприятий. Ключевые стратегические решения принимаются на лидерском уровне, поэтому установление прямых контактов в таком кругу становятся гарантией успеха.
- Повышение влияния на структуры смежных направлений, вовлеченных в цепочку создания ценности. Так экспертов РОСБИОТЕХа приглашают на отраслевые мероприятия и площадки для диалога, позволяющие расширить аудиторию потенциальных партнеров.
Как стать “своим” в отрасли
- Ответственный за коммуникацию с союзами, которая открывает доступ к топ-менеджменту организаций, должен иметь отраслевой бэкграунд, возможность авторитетного влияния, обладать знаниями в области делового этикета и особенностями профессиональной лексики.
- Отсутствие соответствующего производственного бэкграунда, невладение закрытой информацией о ключевых процессах влияния, непонимание тенденций и особенностей управления в каждом конкретном случае, незнание отраслевого языка могут перечеркнуть все начинания работы с конкретными бизнес-партнерами. Однако нет ничего невозможного. Ведь если вам доверяет управляющее звено объединения или союза, то для игроков отраслевого рынка это означает только одно: вы прошли необходимый «ценз», и с вами можно и нужно коммуницировать на доверительном уровне.
Олег Омельченко для НОП:
Как я говорю своим слушателям курса менеджмента, в управлении есть два подхода: change и run. Лидер должен обладать инструментом реализации сразу двух подходов. Run — это про сегодняшний день, а change — действия направленные в завтрашний день, те инвестиции, результатом которых будет ценность, не требующая постоянного созидания, то, что само по себе будет приносить доход. Второй подход используют инвесторы, и он может быть применим к нашему взаимодействию с союзами. Именно они помогают выстроить цепочку взаимодействия с компаниями с прицелом на будущее без привязки к настроению и личности.