Роль магистратуры в профессиональном росте
Образовательная платформа «Нетология» совместно с НИУ ВШЭ провели исследование, посвященное восприятию магистратуры россиянами в 2024 году. В опросе приняли участие более 1 100 респондентов в возрасте от 18 лет. Результаты исследования показывают, что каждый второй студент поступает в магистратуру для смены специальности.
Цели поступления в магистратуру:
- 21% опрошенных стремятся повысить квалификацию.
- 18% — для саморазвития.
- 17% — для получения новой профессии.
Юлия Ремезова, директор по онлайн-обучению НИУ ВШЭ, прокомментировала эксклюзивно для НОП интерес обучения в магистратуре для повышения квалификации:
Магистратура становится способом смены специальности на более востребованную, а также неким трамплином, который помогает в карьерном росте, повышении своей актуальности на рынке труда. Это подтверждают как данные исследования, так и результаты приемной кампании. В 2024 году на программы онлайн-магистратуры было зачислено на 75% студентов больше, чем в 2023 году. Среди самых популярных онлайн-программ магистратуры у абитуриентов в этом году стали варианты, которые позволяют расширить или получить компетенции в области управления цифровыми продуктами и работы с новыми технологиями.
Отношение к магистратуре:
- 66% респондентов не имеют степени магистра; из них 37% не планируют ее получать.
- 57% готовы изменить мнение о магистратуре, если будут уверены в актуальности знаний.
Профессиональный рост:
- Для половины респондентов получение степени стало способом смены специальности.
- 51% отметили, что наличие диплома повысило их стоимость на рынке труда.
Рост числа выпускников онлайн-программ
Важным аспектом исследования является значительный рост числа выпускников онлайн-программ высшего образования.
По данным Содружества онлайн-высшего образования, (https://xn--b1axbj.xn--p1ai/) в 2024 году количество специалистов, завершивших обучение на очных онлайн-программах, составило 1011 студентов, что является увеличением на 82% по сравнению с предыдущим годом. Студенты окончили обучение в 25 онлайн-магистратурах и 1 онлайн-бакалавриате, это на 52% больше программ, чем годом ранее.
Это свидетельствует о растущей популярности онлайн-образования и его способности адаптироваться к потребностям современного рынка труда. Магистры уже не первый год выпускаются на совместных программах вузов с образовательными платформами «Нетология», Skillbox и Skillfactory. В этом году Нетология выпустила 309 специалистов, среди которых дипломированные эксперты по юриспруденции, маркетингу, менеджменту, дизайну и информационной безопасности.
Мотивация к обучению
Респонденты без магистерского диплома обозначили несколько причин, по которым они могли бы рассмотреть возможность поступления:
- Актуальные навыки и знания: 57% считают это важным условием для обучения.
- Повышение зарплаты: 45% готовы учиться, если это приведет к значительному увеличению дохода.
- Гибкий формат обучения: 34% предпочли бы онлайн-обучение.
Дополнительные причины включают желание сменить профессию (19%), устаревшие знания (18%) и необходимость расширить профессиональные связи (10%).
Перспективы и карьерные возможности
По словам Юлии Ремезовой, директора по онлайн-обучению НИУ ВШЭ, магистратура перестала быть лишь продолжением бакалавриата. Она стала важным инструментом для переквалификации и карьерного роста. Оксана Апрельская из Нетологии добавила, что многие студенты выбирают магистратуру для углубления профессиональных знаний и расширения круга общения.
Исследование подчеркивает растущую значимость магистратуры как инструмента для профессионального роста и изменения карьерного направления. В условиях быстро меняющегося рынка труда наличие актуальных знаний становится ключевым фактором успеха.