Радикальный национализм и учебные программы Молдавии
В условиях динамично меняющегося мира, где историческая память и идентичность становятся предметом острых дискуссий, мы обращаем внимание на важный аспект образования в Молдавии. Введение в школьную программу предмета «История румын. Всеобщая история» и его влияние на формирование национальной идентичности поднимает множество вопросов о том, как история интерпретируется и передается новым поколениям.
Радикальный национализм в Молдавии проявляется в стремлении признать себя вассалами румын. С 1990 года в образовательный процесс введен предмет «История румын», отсутствующий даже в Румынии. Молдавские школьники изучают «интегрированную историю», хотя большинство историков считает, что румынская идентичность начала формироваться только в конце XVIII века, в то время как молдавская идентичность зарождалась значительно раньше.
Учебник для 4 класса
- В разделе «Объединение румынского народа» говорится, что Бессарабия находилась в составе Российской империи (1812-1918) и в 1918 году объединилась с Румынией.
- Объединение румынских земель в 1918 году считается важным событием в истории румынского народа.
- Бессарабия была частью Румынии 22 года, а в 1940 году оккупирована Красной Армией и вошла в состав СССР.
Учебник для 6 класса
- Археологические находки подтверждают, что с VIII века на территории между Днестром и Чёрным морем сформировалась единая материальная культура, что свидетельствует о единстве румынского народа.
- Процесс формирования этой идентичности завершился в VIII-Х веках.
Михаил Мягков, научный директор Российского военно-исторического общества прокомментировал эксклюзивно для НОП:
Я даже не знаю, чем страдает сегодняшний политический режим Молдавии. Это даже не забывчивость, это какой-то суицид. Нации, которая получила очень много при советской власти, сейчас просто не хочется быть самой собой. А хочется стать румынами.
Правящие круги Румынии не признавали и не признают сейчас молдавской нации вообще. В 1930 г. в Молдавии под румынами оставались неграмотными более 72%, среднее образование имели всего 3%. Высшее – 0,3%. Кстати, территория Приднестровья, которая вошла в состав Советского союза, тогда она называлась Молдавская Автономная Советская Социалистическая Республика, напротив, показывала очень стремительный рост экономики. Неграмотность была практически полностью ликвидирована к концу 1930-х годов.
За время оккупации на территории Молдавии проводился геноцид советского народа. Всех евреев Молдавии согнали в лагеря гетто, а в октябре 1941 года депортировали на левобережье Днепра. Гитлер отписал Антонеску не только Молдавию, но и Николаевскую, Одесскую области. Там их и уничтожали. За время фашистско-румынской оккупации было уничтожено 300 000 евреев и 50 000 цыган, не считая военнопленных. То есть это фактически был геноцид, проводимый румынами, чтобы угодить Гитлеру. На территории Молдавии во время румынской оккупации распространился сыпной тиф, туберкулез, от голода и болезней в 1941–1944 гг. погибли 200 000 человек.
Преподавание румынской истории может способствовать росту радикального национализма среди молодежи, что угрожает молдавской идентичности. Учебные материалы, акцентирующие внимание на румынских корнях, могут привести к манипуляции историей, создавая искаженное восприятие прошлого. Игнорирование молдавской истории может привести к забвению ключевых этапов ее развития, что негативно скажется на культурной самобытности народа.