На полях XII Петербуржского международного юридического форума прошла сессия «Юридическое образование в странах БРИКС: на пути обеспечения интеграции».
 
Расширение конструктивного диалога стран в рамках БРИКС позволяет охватить совершенно разные вопросы, в том числе вопросы юридического образования и влияния качественной подготовки специалистов в сфере права на развитие национальных юрисдикций и обеспечение процесса интеграции.
 
Участники сессии обсудили вопросы, связанные с повышением качества юридического образования в странах БРИКС и основные цели, стоящие перед сообществом. Модератором дискуссии выступил председатель Ассоциации юристов России, председатель попечительского совета ППК «Фонд развития территорий» Сергей Степашин.

Сергей Степашин рассказал о развитии международного сотрудничества в сфере юриспруденции среди стран БРИКС:

Несмотря на санкции, которые касаются не только нашей страны, но и тех, кто с нами дружит, у нас не сокращается, а увеличивается количество иностранных студентов по юридическим специальностям. Когда мы говорим о юридическом образовании, в том числе на международном уровне, очень важно, чтобы у нас были общие подходы. У нас в сентябре состоится девятый юридический саммит БРИКС. Тема саммита будет посвящена праву и новому миропорядку, что актуально как никогда. Главный тезис, который был выведен на саммите в ЮАР – страны БРИКС, особенно юридические сообщества, не дружат против кого-то. Наша задача — объединение совместных усилий. 

Евгений Забарчук, первый заместитель Министра юстиции Российской Федерации: 

То, что существует БРИКС и то, что существует история взаимоотношений, построение системы образования в каждой стране, обязывает нас сейчас размышлять и думать, куда мы будем дальше идти и по какому пути интегрироваться. Право здесь может выступать, как инструмент понимания друг друга, как бы ни казалось банально, но право — это истина. В праве закладывается духовно-нравственные ценности любого государства. 

Сергей Кабышев, председатель комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по науке и высшему образованию:

Нам надо уходить от унификации, от универсализма, куда нас Запад втягивал, нужно говорить о взаимодополняемости. Профессия юриста — это национальная профессия. Мы должны понимать, что готовим юристов для работы в своей стране и для защиты ее интересов, поэтому всю структуру, содержание образовательных программ мы должны выстраивать с этой целью.
 
Что касается сотрудничества со странами БРИКС, здесь нужно понимать стратегический характер этой организации. Мы должны ответить на те вызовы, которые стоят перед нами, а прежде всего – нужно сформировать такую систему взаимоотношений, которая бы действительно способствовала прогрессу всего человечества.

Виктор Блажеев, ректор Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА):

Нам представляется, что надо отказаться от этого деления на бакалавриат и магистратуру, потому что сложно объяснить с точки зрения профессионального стандарта, чем бакалавр и магистр, если они два направления завершили, отличаются от специалиста, например, в сфере прокурорской и судебной деятельности. Поэтому должно быть общее понимание и общее значение юриста. 

Екатерина Ильгова, ректор Саратовской государственной юридической академии: 

На сегодняшний момент в состав участников сетевого университета входят 12 университетов, и, к сожалению, там нет ни одного моноюридического вуза. В связи с чем можно высказать предложение в адрес Минобрнауки России о расширении университетов-участников сетевого университета и расширения перечня программ правового характера.

Владислав Гриб, заместитель секретаря Общественной палаты Российской Федерации: 

Нам нужен меморандум со странами БРИКС, но это очень сложное образование. Я считаю, что тот минимум, который в ближайшие годы мы можем реализовать – создать ассоциацию юридических вузов БРИКС, развивать сетевое двухстороннее взаимодействие. Здесь, кстати, ассоциация юристов может внести свой склад и сделать даже учебник «Право БРИКС».