Вчера завершился практикум молодых гуманитариев «Новые связи для нового мира», организованный Международным молодежным центром РУДН совместно с Минобрнауки России в партнерстве с Центром международного взаимодействия и сотрудничества и платформой «Дигория».

Каждая из групп участников решает практический кейс:

– политологи готовят аналитический обзор новостей за неделю по 11 блокам, включая региональные подразделы.

– социологи проводят мини социологическое исследование на различные острые темы, обучаются работе с инструментами социальных опросов.

– историки разрабатывают принципы политики сохранения исторической памяти в многополярном мире.

– юристы решают кейс по защите прав российского гражданина, которого задержали в США из-за санкций.

Константин Косачев, заместитель Председателя Совета Федерации, для НОП, о роли специалистов-гуманитариев в становлении многополярной мировой системы:

На мой взгляд, именно сегодня наступает время концептуального осмысления того мира, который отвечал бы интересам большинства населения мира (уверен – и Запада тоже). Мира, который мы и наши партнеры называем многополярным.

Почему это так важно? Потому что однополярная модель проста, как и любая диктатура: есть один центр принятия решений, все его либо слушаются, либо подвергаются наказанию. А многополярность – это и есть демократия. И мы имеем дело с парадоксальным фактом: страны, которые выстроили демократические системы дома (со всеми оговорками), на международной арене выступают в роли диктаторов – они построили мировые институты под себя, сами придумали правила, по которым должны жить все, и сами же выступают в роли прокуроров, судей и палачей в одном лице.

Уже всем понятно, что эта глобальная модель «демократий против демократии» себя исчерпала и противоречит интересам человечества. Но что должно ей прийти на смену? Как будет организована будущая система? Здесь сразу вопросы, и налицо лакуна, которую призваны заполнить гуманитарии.

Что принципиально важно – гуманитарии не одной страны. Я много встречаюсь с партнерами из дружественных стран, буквально на днях была очень интересная встреча с заместителем Председателя Наблюдательного совета Ирана аятоллой Алирезой Арафи. И вот поймал себя на мысли, что у нас, представителей очень разных стран, культур, религий, практически не было противоречий в понимании того, как всем нам, таким разным, жить в одном мире. Просто никто не должен никому навязывать свои ценности и модели развития, считая их единственно верными; никто не вправе наказывать других за инакомыслие и «инакосистемность». Точно так же мы легко находим общий язык с китайскими или африканскими друзьями.

Но сегодня уже мало просто находить общий язык и понимать, чего именно не должно быть в многополярном мире. Пора переходить к позитиву и конструктиву, к смыслам: какие принципы и институты должны быть в новой конструкции? Как учесть интересы всех без исключения, и при этом сделать систему глобального управления эффективной, а не хаотичной?

Потому и нужен основательный и предметный диалог гуманитариев всех стран – для начала в рамках уже созданных структур, таких как БРИКС, ШОС, «двадцатка». Нужно предложить миру достаточно простую, понятную, непротиворечивую и реалистичную модель многополярного мироустройства, которую захотелось бы поддержать большинству людей не только в России, Китае или ЮАР, но и, например, в Израиле и Палестине, в КНДР и Южной Корее и т.д.

Мы можем критиковать Pax Americana, чем, по сути, и является однополярный мир, но надо отдать должное – он очень прост, понятен и логичен, хотя и крайне несправедлив. А вот многополярная идея еще в стадии становления, так что простор для творчества гуманитариев просто огромный.

Павел Шевцов, заместитель руководителя Россотрудничества, для НОП, о развитии программ академических обменов:

В актуальной геополитической обстановке снизилось количество программ академических обменов. У этого процесса есть несколько составляющих. Первый ­– это полное прерывание или пауза наших академических отношений с европейскими и североамериканскими странами. Российская Федерация была достаточно серьезно завязана на академических обменах как раз на Западную Европу и Северную Америку, это объективно привело к уменьшению программ академических обменов.

Благодаря своим 92-м центрам Россотрудничества в 82-х странах мира, мы можем констатировать общую мировую тенденцию на снижение количества академических обменов. Это происходит не только из-за процессов, связанных с Россией. Мы видим достаточно взрывоопасную и сложную ситуацию на Ближнем Востоке, ситуацию в Западной Европе, когда страны вошли в состояние глубокой экономической и социальной рецессии, что, в общем-то, тоже вызывает уменьшение обменов в Европе. Очень разные геополитические процессы протекают и в странах Азии. Поэтому сегодня сокращение количества академических обменов по всему миру – это общемировая тенденция.
Сегодня нужно развивать систему академических обменов. Особенно это важно в призме реализации тех задач, которые поставлены президентом Российской Федерации по увеличению количества иностранных студентов в различных направлениях подготовки, в том числе и в дополнительном профессиональном образовании.

В современных условиях мы перестраиваем взаимоотношения между российскими и иностранными университетами. Очень перспективно направление Юго-Восточной Азии, африканский континент, в меньшей степени – Латинская Америка. В этих направлениях постепенно будут развиваться и академические обмены. Но тут нам надо с вами все равно отдавать себе отчет в том, что, развивая академические обмены, мы должны развивать и ту базу, практики, приложения своих профессиональных усилий, на которую придут наши выпускники. К сожалению, была практика, что академические обмены часто были причиной утечки мозгов талантливых ребят из Российской Федерации. Этот негативный опыт мы должны сейчас хорошо переработать, осознать и сделать из него выводы и уже не допускать этих ошибок.

Академические обмены дают молодым ученым широту научной картины мира. Они понимают, в том ли направлении они развиваются научно, академически. Такие программы формируют очень хорошее контактное поле у будущих ученых, когда ты понимаешь, как устроено направление твоей работы, какие усилия прикладываются не только у тебя в стране, но и в других странах.

Ведь научная специализация в первую очередь должна быть важна не сама по себе, а ради тех будущих продуктов, которые будут сформированы и рождены благодаря этим наработкам.

Мы видим мировой опыт и опыт многих успешных исследователей Российской Федерации, когда формируются интернациональные команды, формируется интернациональный новый продукт, который выводится на рынок уже третьих стран. Поэтому академические обмены — это очень важная часть популяризации нашей страны, важная часть экспорта образования.

НОП – официальный информационный партнер практикума.