Поручения 1 апреля – нешуточные перемены
Президент Владимир Путин подписал один из них – по итогам заседания Совета по науке и образованию https://t.me/scienpolicy/44519 (6 февраля).
Все в этом списке поручено «в целях создания и непрерывного функционирования единой системы подготовки инженерно-технических кадров, обеспечения технологической независимости и технологического лидерства Российской Федерации».
- Правительство обязано предпринять следующие действия:
Профессионалитет станет референтной моделью для всего СПО.
В колледжах откроют управляющие советы (по аналогии с набсоветами вузов).
Студенты профильных специальностей (фундаментальные специальности) смогут преподавать в школе, если сдадут спецмодуль по педагогике.
Образовательные кредит дадут только тем, кто хочет обучаться по специальностям обеспечения технологической независимости и технологического лидерства.
Определить перечень таких специальностей.
Стоимость обучения должна быть не ниже полной стоимости обучения [предполагается и в целом, и относительно бюджетных мест].
Поддержана система мини-специальностей – по завершению определенного модуля студент вправе пройти итоговую аттестацию и получить квалификацию. Тестировать будут на СПО с целью внедрить потом в ВО. А пилот стартует начиная с 2026/27 года по обучающимися программы высшего образования по направлениям подготовки и специальностям в области математических и естественных наук, инженерного дела, технологий и технических наук модуль, позволяющий студентам, осваивающим такие программы.
В число KPI для вузов теперь будет учитываться доля студентов, совмещающих учебу с работой по освоению образовательной программы в вузе.
Минобрнауки получил возможности оперировать предельным количеством платных мест.
Дополнительную кадровую потребности регионов и отраслей экономики для достижения наццели «Технологическое лидерство».
Завершить работу по формированию и внедрению с учетом прогноза кадровой потребности и положений Федерального закона от 12 декабря 2023 г. № 565-ФЗ: ФОИВы и регионы примут участие в формировании КЦП; учет будет потребность предприятий и госкорпораций, чтобы готовить специальным образом.
Будут изучены причины, почему студенты уходят с специальностей инженерного дела, технаук и т.д.
На базе цифровых платформ и домена «Образование» предложено размещать ФГОСы, лучшие программы и т.п.
Стимулировать работы с выпускниками и эндаументом.
Предусмотрено будет: стимулирование трудовой занятости студентов преимущественно по профилю их обучения; информировать о наличии вакансий через «Поступление в вуз онлайн» и портала «Работа в России». Также работающим студентам будет предоставлена возможность обучаться по индивидуальным планам, в том числе дистанционно.
2. Правительство, госакадемии, ведущие НИИ и вузы, «Движение первых»:
Обновят стандарты школьных Математики, Физики, Химии, Биологии, обеспечат их взаимосвязь. К их преподаванию могут быть привлечены сотрудники научных и образовательных организаций.
Для поступающим по направлениям образования и педагогических наук будут обязательны профильные ЕГЭ.
Допмеры примут для сопровождения выпускников СУНЦ – от поступления в вуз до поступления на работу в российских технологических компаниях.
Правительство ежегодно станет определять актуальную и прогнозную кадровую потребность регионов в учителях математики, физики, химии.
3. Правительство при помощи регионов, госкорпораций сформирует на базе отраслевых (корпоративных) образовательных центров, ведущих образовательных и научных организаций (включая передовые инженерные школы) – сформирует взаимовыгодный формат интеграции с целью практического обучения студентов, а также систематического повышения квалификации инженеров.
4. Правительство, Минобороны и фронт «За Россию» изучат возможность прохождения военной службы выпускников «Профессионалитета» по своей или сопредельной профессии. Задача – использование навыков и сохранение связи с работодателем.
5. Правительство и фонд «Защитники отечества» разработают и реализуют комплекс мер по трудоустройству на профильные предприятия ветеранов СВО, имеющих квалификацию в области инженерного дела и технических наук.
6. Правительство и РАН обоснуют формат участия Академии в разработке учебников.
7. Кабмин и регионы должны оказать поддержку «Движению первых» реализации всероссийского проекта, направленного на вовлечение детей и молодежи в науку и научно-техническое творчество.
8. Пункт целиком посвящен ЗАТО Росатома. По сути, все меры поддержки в образовательной сфере теперь будут доступны для госкорпораций: привлечение «Земских учителей», целевое обучение студентов, практики в школах городов, совмещение педагогики с работой инженером на градообразующих предприятиях.
Отдельно предписано реализовать комплекс допмер по продвижению отечественного инженерного образования в области ядерных энергетики и технологиях.
9. Губернаторам поручено:
Стимулировать выпускников школа выбирать профильную математику, физику, химию, биологию для ЕГЭ.
Поддержать развитие олимпиадного движения и выявлению талантов, в т.ч. в виде стимулирующих платежей учителям, ученики которых выступают на региональном и заключительном этапах всероссийской олимпиады школьников.
Работать по подготовке, повышению квалификации и поддержке учителей математики и естественно-научных предметов.
Выполнять требований по выполнению решений о снижении бюрократической нагрузки.
10. Сириус проведет апробацию по интеграции дошкольного, начального и основного общего образования, а также дополнительные программы, которые способствующие повышения интереса детей к научно-техническому творчеству.
11. ОНФ «За Россию» проведет комплексный мониторинг в сфере общего образования, СПО, высшего образования в целях выявления ключевых проблем математического и естественнонаучного образования, включая вопросы подготовки, развития и сопровождения педагогических работников, их привлечения в образовательные организации, обеспечения их сбалансированной нагрузки.
