Подкаст.Лаб: историческая память
В выпуске подкаста гости отметили, что больше всего на ход истории повлияли историки. Так ли это и почему?

Гостями выпуска стали:
- Елена Малышева, руководитель Национального центра исторической памяти при Президенте Российской Федерации,
- Наталия Таньшина, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО, профессор кафедры всеобщей истории Института общественных наук РАНХиГС.

Владимир Легойда, профессор МГИМО, ведущий подкаста, задал вектор обсуждения сразу в направлении лжепророков, которые стремятся переписать историю в далеком от правды свете.
Елена Малышева отметила, что очень не хотелось бы, чтобы историки были лжепророками. В профессиональном контексте важно понимать уровень мастерства, что в основе истории лежит изначально источник.
Лжепророчество – использование исторических мотивов именно в геополитических целях, создавая политизированные необъективные образы и тренды, которые не долговечны и разобьются.
Наталия Таньшина дала определение объективности в знании пророка. Оно может быть объективным по нескольким критериям:
- Отказ от сознательных манипуляций;
- Добросовестная работа с документами;
- Всесторонний анализ источников;
- Сопоставление разных фактов, документов.
Наталия Таньшина подчеркнула:
Больше всего на ход истории повлияли историки.
И здесь важно соотносить историческую память и профессиональное знание, которые не должны лукавить и быть в единении.
Елена Малышева определила:
Память – это то, что запечатлено в ценностном ряде, миропонимании, сознании. Это ценностная категория, понимание сущностных явлений, которые лежат в основе процессов и говорят об историческом знании, определяющие общее сознание.
Историческое знание – профессиональная категория, с которой работать могут имеющие спецподготовку профессионалы. Здесь так же есть законы: критика источника, понимание причинно-следственных связей, понимание законченности или незавершенности.

3 кита категории «Историческая память»:
1) Академическая наука,
2) Источники, архивы, свидетельства, что стремятся к правде,
3) Межпоколенческий диалог.
Обращаясь к последнему пункту: именно в нашем национальном сознании он есть, мы большое внимание уделяем передаче знаний в семье. Если в основу положены духовные национальные ценности, осознание себя в мире, приоритетов страны.
В истории мы опираемся на определенные даты, которые являются системообразующими. В России – это памятные дни Великой Отечественной войны. Как отметила Наталия Таньшина, вокруг особенно этих событий происходит консолидация граждан страны. В конце 80-90-х все историки наблюдали, что если есть историческая память, то никакие деструктивные действия не смогут ее разрушить
Елена Малышева подчеркнула:
Когда мы говорим, что смена социально-экономической, политической формации повлияла на изменение исторической памяти, они были проигнорированы на протяжении n-го количества времени. Но их истребить невозможно, потому что мы обращаемся к истории семьи, к источникам, опыту служения своих предков – эта историческая память сильная.
Знание представлено в открытых источниках: с одной стороны, у всех и каждого есть доступ к любым материалам, с другой стороны, риск распространения недостоверной информации с каждым днем растет в геометрической прогрессии. Историки сегодня стараются бороться с фейками и качественно проверять источники, на основании которых они создают свои работы.
Елена Малышева отметила:
Любой учебник – это результат деятельности профессионального сообщества, а значит историческое знание лежит в основе.
Соединение исторического знания как одного из фундаментов исторической памяти. В учебниках очень важно целостное представление исторического процесса и понимание закономерности этого развития. Это ключевая ценность учебников.
Итого: сегодня сохранение исторической памяти необходимо, чтобы искоренить фейки и дезинформацию ее нужно защищать через фактологические проверки, обращение к достоверным источникам. И эксперты отмечают: больше всего на ход истории повлияли сами историки.