Первая премия «Хакатоны России»: лучшие из лучших
28 июня в Инновационном центре «Сколково» состоялась церемония вручения первой национальной премии в области организации и проведения хакатонов и ИТ-соревнований «Хакатоны России».
В рамках церемонии также были представлены результаты исследования хакатонов и ИТ-соревнований в России, реализованное АНО «Цифровая молодежь».
Основные пункты исследования о хакатонах в 2023 году:
- В 2023 году значительно расширился перечень направлений хакатонов, но некоторые направления, такие как тендеры и журналистика, пропали из списка. Направление управления персоналом, напротив, расширилось и стало более комплексным.
- Самыми популярными направлениями разработки на хакатонах стали: Data Science, AI в текстовых технологиях, Web-разработка, Мобильная разработка, Компьютерное зрение и Deep Learning.
- По сравнению с 2022 годом, в 2023 году набрали популярность направления Data Science и использование AI.
- Всего за 2023 год прошли 308 хакатонов, больше всего хакатонов прошли в четвертом квартале – 106.
- Самыми популярными бизнес-сферами применения решений стали развлечения, безопасность, образование, финтех, медтех и другие.
- Основные IT-тематики хакатонов во втором квартале были связаны с компьютерным зрением, распознаванием действий человека на видео, фотоаналитикой, разработкой на базе ИИ и наукастингом.
В 2023 году в системе поощрений за участие в хакатонах произошли следующие изменения:
- 54% участников были мотивированы к участию посредством нематериального поощрения. Организаторы таких хакатонов предлагали победителям фирменный мерч, технику, возможность стажировки, дипломы и сертификаты для портфолио, а также другие неденежные вознаграждения.
- Остальные 46% участников были ориентированы на получение денежного приза.
- Общий совокупный призовой фонд хакатонов в 2023 году составил 349 млн. руб. (более 150 хакатонов с денежным призовым фондом, с учетом мега-бюджетов хакатонов).
- Средняя сумма призового фонда на один хакатон — 2,26 млн. руб. с учетом неординарных показателей и 1,30 млн. руб. без учета таковых, что примерно в 2 раза больше, чем средняя сумма в 2022 г. (1,13 млн. руб) и на 15% больше, если сравнивать средние значения без учета выдающихся показателей.
Премия «Хакатоны России» представляет собой уникальное событие, созданное для поддержки ведущих организаторов и участников хакатонов в стране. Премия вручалась впервые и играет ключевую роль в продвижении технологического творчества и инноваций, усиливая сплочённость сообщества хакатонов и мотивируя новые поколения разработчиков и предпринимателей на достижение выдающихся результатов.
Премия организована АНО «Цифровая молодежь». АНО «Цифровая молодёжь» — это некоммерческая организация, активно продвигающая развитие IT-индустрии. Сообщество стремится к формированию культуры взаимодействия между молодёжью, бизнесом, некоммерческими организациями и IT-экспертами, способствуя их сотрудничеству и созданию совместных проектов.
Стратегическими партнерами премии стали НПФ «Будущее», госкорпорация «Росатом» и Технопарк «Сколково», организационные партнеры — платформа для хакатонов хакатоны.рус, ИТ-сообщество «Русский Код», IT студия «ARTICMEDIA», бизнес-интегратор aiQuery, технологическое сообщество HKTN.
Иван Клюев, генеральный директор АНО «Цифровая молодежь», эксклюзивно для НОП:
По нашей статистике, в прошлом году всего в хакатонах приняли участие порядка 115 тысяч человек, но у нас нет статистики, сколько из них именно студенты, то есть это суммарно и школьники, и студенты, и более взрослые.
Напрямую хакатоны — это не совсем образовательный процесс, где человек прочитал лекцию, получил какие-то конкретные знания, и их можно подтвердить. На хакатонах участники обычно сталкиваются с реальными бизнес-проблемами. Им нужно в сжатые сроки, как и на работе потом, очень часто решать конкретную задачу с ограниченными ресурсами. Участники в первую очередь учатся не какими-то академическими знаниями. Они учатся находить решения вопросов, они учатся взаимодействовать с другими командами. То есть это больше про софт скилы и также про умение находить информацию, анализировать,
Например, была команда, которая пришла и сказала, что мы мобильные разработчики, и нам стало интересно поучаствовать в Data Science. Им эксперт говорит, что нам нужно вот это, вот это и вот это. И команда пошла изучать этот материал с нуля. Она сама нашла то, что им нужно, и в итоге заняла это призовое место, можно сказать, с нуля. То есть, если мы посмотрим, занимались ли они до этого машинным выключением, нет. Были ли у них шансы? Наверное, можно сказать, не совсем нет. Но за счет их таких софт-скилов, за счет умения организоваться, работать в команде, находить информацию и понять, что в итоге нужно не просто что-то сделать, а то, что нужно конкретно заказчику.
Мы считаем, что, конечно, хакатоны позволяют обучаться, нарабатывать навыки, особенно над реальными кейсами.
Иван Агутенков, исполнительный директор АНО «Цифровая молодежь», эксклюзивно для НОП:
Участники хакатонов вовлекаются в процесс развития технологий компании за счет предоставления разработки тех решений, задач, которые ставят технологические компании. Очень часто внутри технологической компании глаза специалистов могут быть замылены, или какие-то есть бюрократические процессы, которые не позволяют быстро найти решение. А поставив же задачу на хакатон, они тем самым дают возможность сотням участников попробовать найти альтернативное решение задачи.
Многие компании в процессе участия хакатонов на защитах получают 20-30 классных решений одной и той же задачи, тем самым могут выбирать. Когда же они это внутри своей компании решают, у них такой возможности, таких объемов нет.
Максим Малкин, директор Центра развития цифровых компетенций АНО «Корпоративная Академия Росатома», эксклюзивно для НОП:
Чем быстрее студент вольется в работу, то есть перестанет быть студентом-стажером, а станет полноценным джуном, тем выгоднее будущему или нынешнему работодателю этого студента, потому что производительность труда станет выше. Поэтому, когда мы организовываем хакатоны, мы рассказываем о той работе, которую мы даем для айтишников, чтобы они осознанно выбрали нас как работодателя.
Второе, мы даем им практический опыт, чтобы в момент, когда они к нам все-таки придут, у них уже был какой-то опыт и понимание процесса. Мы называем это бесшовные пути от студентов к сотрудникам. И если он действительно бесшовный совершенно от и до, мы будем считать, что это успех.
В экспертный совет премии вошли более 100 человек, среди них представители органов власти федерального и регионального масштаба, ответственные за цифровую трансформацию, представители вузов (РАНХиГС, Университет ИТМО, МФТИ, Станкин, ДВФУ, МИФИ и др.), представители банковской сферы (ПАО «Сбербанк», Т-Банк, Газпромбанк), представители крупного бизнеса (Русагро, группа «Самолет», госкорпорация «Росатом» и др.), представители технологических компаний (Yandex Cloud, Cloud.ru, VK Cloud, АО «Газпромбанк», SR Data, АО «РТ Лабс», ГК Ростелеком-ЦОД), а также организаторы и операторы хакатонов и ИТ-соревнований разных масштабов (от вузовких и локальных соревнований до хакатонов федерального масштаба, Лидеров Цифовой Трансформации, Федерации спортивного программирования и других).
Список победителей Премии по номинации:
- Лучший международный хакатон – Лидеры цифровой трансформации
- Лучший офлайн-хакатон – Лидеры цифровой трансформации
- Самый масштабный хакатон в сфере ИИ – Цифровой Прорыв. Сезон: Искусственный интеллект
- Самый большой призовой фонд – Цифровой Прорыв. Сезон: Искусственный интеллект
- Лучший хакатон для школьников – Всероссийский конкурс «Моя профессия – ИТ»
- Лучший продуктовый хакатон – Phystech GigaChat Challenge
- Лучший хакатон для старта карьеры в ИТ – Hack & Change от Changellenge
- Лучший хакатон для развития одного ИТ-продукта – Tender Hack. Серия хакатонов по развитию функционала Портала Поставщиков
- Лучший FinTech хакатон – MORE.Tech 5.0
- Лучший хакатон в сфере телекоммуникационных технологий – MTS ML CUP
- Лучший Game Jam – Начни Игру
- Лучший Game Jam с продуманной тематикой – Геймтон DatsEdenSpace
- Лучший хакатон в сфере энергетики – Атомик Хак
- Мастерская победы: лучшая командная подготовка – Хакатон-клуб IT AM MISIS
- Лучший CTF Attack defence – Кубок CTF России 2023
- Лучший CTF Task-based – IT’s Tinkoff CTF 2023
- Лучший хакатон в сфере агротехнологий – Agro Code Hack
- Лучшее мероприятие в области спортивного программирования – Международные соревнования по спортивному программированию «Код Мира» 2023
- Номинация «Новые возможности» – Хакатон Smolathon
- Лучший хакатон для развития химии – DataCon – Искусственный интеллект в химии
- Лучший хакатон в Южном федеральном округе – Cyber Garden
- Лучший идеатон и хакатон в одном – X-MAS HACK
- Самые сложные кейсы в сфере ИИ – AI Journey Contest
- Лучший чемпионат в формате PVP Сражения – IT_ONE Cup. Базы данных
- Лучшая команда хакатона – Digital Rover
- Лучший хакатон в Сибирском Федеральном округе – Siberian Game Jam
- Лучший видеохостинг для хакатонов – RUTUBE