Педагоги как основа цифрового суверенитета
На факультете журналистики МГУ состоялась первая Всероссийская научно-практическая конференция медиапедагогов.
Конференция стала частью цикла мероприятий, приуроченных к 270-летию МГУ. С докладами на пленарном заседании выступили:
- Елена Вартанова, декан факультета журналистики МГУ;
- Людмила Босова, член-корреспондент РАО;
- Анатолий Пую, заведующий кафедрой международной журналистики СПбГУ;
- Роман Серебряный, секретарь Союза журналистов России;
- Арслан Хасавов, главный редактор «Учительской газеты».
Профессор Л.Л. Босова затронула роль генеративного искусственного интеллекта и работу с данными в общем образовательном процессе. Она отметила, что в будущем можно ожидать значительного прогресса в использовании интеллектуальных диалоговых систем в обучении.
Профессор А.С. Пую, в свою очередь, коснулся темы медиаграмотности в контексте коммуникационной независимости России. Он представил научный проект института ВШЖМК «Коммуникационный суверенитет РФ», нацеленный на теоретическое определение и научное внедрение концепции национального коммуникационного суверенитета как важной части общего государственного суверенитета в условиях цифровизации и деглобализации.
Специалисты согласились, что профессия не исчезнет с развитием технологий, однако некоторые ее аспекты, такие как написание новостных статей, могут быть автоматизированы с помощью ИИ. Журналистам важно овладеть современными инструментами для создания более креативных и увлекательных материалов, так как нейросети уже способны придумывать оригинальные заголовки, формулировать интересные вопросы и обобщать информацию, хотя ее достоверность все еще требует тщательной проверки.
Планируется, что в дальнейшем конференция станет ежегодной.
Елена Вартанова, декан факультета журналистики МГУ:
Мне кажется, что сегодня медиаграмотность – важнейшая медакомпетенция, о чем я и говорила. И кто ее должен формировать, встает вопрос. На самом деле мы хотим, чтобы все люди, все россияне сегодня жили в безопасной цифровой среде, но никто не берет за это ответственность. И вот эта новая кокорда медиапедагогов, тех, кто учит в медиаклассах или в рамках школьных СМИ, школьников, умению работать с информацией, не только закрываться от нее, а наоборот конструктивно развивать информационные потоки, вот эта кокорда очень важна сегодня.
Мы хотим объединить этих людей с теоретиками, которые давно занимаются вопросами медиаобразования, с практиками. Это журналистское и медийное сообщество. И хотим помочь этим замечательным людям выстраивать то, о чем сегодня говорили, как об информационном суверенитете России. Ожидание и теоретическое, и практическое. И мы очень хотим, чтобы люди общались, чтобы вот эти локальные сообщества, городские, столичные сообщества ощутили себя некой новой группой педагогов в рамках Российской Федерации.