Ожидания не оправданы реальностью: эксперты на ВЭФ о рынке труда
На Дальнем Востоке создано более 170 тысяч рабочих мест, но дефицит требуемых кадров – свыше 50 тысяч квалифицированных специалистов.
На дискуссии представительный экспертный состав: депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Сардана Авксентьева, ректор Дальневосточного государственного университета путей сообщения Владимир Буровцев, ректор Сахалинского государственного университета Александр Самардак, генеральный директор Фонда Мельниченко Татьяна Журавлева.
Ключевое – для решения кадрового дефицита нужна тесная координация образовательных организаций, бизнеса и государства.
Почему об этом заговорили? Ректор СахГУ Александр Самардак четко разграничил, что на сессии эксперты встретились не для обсуждения достижений и «похвалы», а для указания на конкретные проблемы и вызовы сферы образования и кадров, почему такой кадровый голод существует и не иссякает.

Александр Самардак отметил следующие аспекты:
1. Прогнозы не равно реальные результаты. Он отмечает, хоть и ставятся цели, задаются планка и прогнозы федерального, регионального уровня – не сходится с действительностью.
Вузы сейчас никак не реагируют на потребности рынка труда. Александр Самардак сказал:
Мы каждый год запрашиваем КЦП. В августе/сентябре регионы подают свою потребность, которая формируются путем запроса у вузов.
Запрос формируется «здесь и сейчас», а не со взглядом на 5 последующих лет. Специалисты, которых запросил рынок, будут обучаться еще около 5 лет, а проблемы у рынка уже сейчас и к моменту выпуска специалистов – они уже могут быть не востребованы или заменены ИИ.
2. Индустрия не готова идти на условия, которые есть в целевом приеме.
Статистика по целевому приему сегодня насчитывает 145 тысяч мест. Сколько закрывается мест – меньше половины.
Александр Самардак подчеркивает:
Студентам старших курсов разрешили преподавать в школах, но все же понимают, что это усугубит проблему.
И тут вопрос: кто должен прийти? Индустрия к университету или вуз к индустрии? У вузов есть центры карьеры, куда приходят партнеры за сотрудничеством. Кто хочет – тот приходит. И у них ситуация, особенно в энергетическом секторе, критическая.
Эти центры позволяют синхронизировать подготовку специалистов. У нас есть программы ДПО, кроме длительного образования. Они позволяют быстро выводить специалистов на рынок труда.
3. Колледж вместо вуза – не столь престижно, сколь нужно рынку труда.
Александр Самардак отмечает:
Дети идут в колледжи не потому что это престижно стало, а потому что, скорее всего, боятся ЕГЭ. Но после колледжа, если они пойдут в вуз, то пройдет 8 лет после выпуска. За 8 лет все поменяется.
По статистике 40% всех поступивших не доходят до окончания вузов. В колледжах примерно такая же статистика. 10% каждый год теряем на каждом этапе.
Каждый год набор в вузы включает 1,3 миллиона человек, при этом около полумиллиона потом отчисляются, уходят в академ и так далее.
Александр Самардак выдвинул свою инициативу – пусть студент получает диплом на каждом этапе обучения (каждом курсе). Например, сначала техника, потом техника-эколога, потом техника-проектировщика.
Ректор СахГУ обнажил проблемы, которые сейчас существуют в высшем образовани и частично в СПО.