На Дальнем Востоке создано более 170 тысяч рабочих мест, но дефицит требуемых кадров – свыше 50 тысяч квалифицированных специалистов.

На дискуссии представительный экспертный состав: депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Сардана Авксентьева, ректор Дальневосточного государственного университета путей сообщения Владимир Буровцев, ректор Сахалинского государственного университета Александр Самардак, генеральный директор Фонда Мельниченко Татьяна Журавлева.

Ключевое – для решения кадрового дефицита нужна тесная координация образовательных организаций, бизнеса и государства.

Почему об этом заговорили? Ректор СахГУ Александр Самардак четко разграничил, что на сессии эксперты встретились не для обсуждения достижений и «похвалы», а для указания на конкретные проблемы и вызовы сферы образования и кадров, почему такой кадровый голод существует и не иссякает. 

Александр Самардак отметил следующие аспекты:

1. Прогнозы не равно реальные результаты. Он отмечает, хоть и ставятся цели, задаются планка и прогнозы федерального, регионального уровня – не сходится с действительностью.

Вузы сейчас никак не реагируют на потребности рынка труда. Александр Самардак сказал:

Мы каждый год запрашиваем КЦП. В августе/сентябре регионы подают свою потребность, которая формируются путем запроса у вузов. 

Запрос формируется «здесь и сейчас», а не со взглядом на 5 последующих лет. Специалисты, которых запросил рынок, будут обучаться еще около 5 лет, а проблемы у рынка уже сейчас и к моменту выпуска специалистов – они уже могут быть не востребованы или заменены ИИ.

2. Индустрия не готова идти на условия, которые есть в целевом приеме.

Статистика по целевому приему сегодня насчитывает 145 тысяч мест. Сколько закрывается мест – меньше половины.

Александр Самардак подчеркивает:

Студентам старших курсов разрешили преподавать в школах, но все же понимают, что это усугубит проблему. 

И тут вопрос: кто должен прийти? Индустрия к университету или вуз к индустрии? У вузов есть центры карьеры, куда приходят партнеры за сотрудничеством. Кто хочет – тот приходит. И у них ситуация, особенно в энергетическом секторе, критическая. 

Эти центры позволяют синхронизировать подготовку специалистов. У нас есть программы ДПО, кроме длительного образования. Они позволяют быстро выводить специалистов на рынок труда.

3. Колледж вместо вуза – не столь престижно, сколь нужно рынку труда.

Александр Самардак отмечает: 

Дети идут в колледжи не потому что это престижно стало, а потому что, скорее всего, боятся ЕГЭ. Но после колледжа, если они пойдут в вуз, то пройдет 8 лет после выпуска. За 8 лет все поменяется.

По статистике 40% всех поступивших не доходят до окончания вузов. В колледжах примерно такая же статистика. 10% каждый год теряем на каждом этапе.

Каждый год набор в вузы включает 1,3 миллиона человек, при этом около полумиллиона потом отчисляются, уходят в академ и так далее. 

Александр Самардак выдвинул свою инициативу – пусть студент получает диплом на каждом этапе обучения (каждом курсе). Например, сначала техника, потом техника-эколога, потом техника-проектировщика.

Ректор СахГУ обнажил проблемы, которые сейчас существуют в высшем образовани и частично в СПО.