От студента к наставнику
На площадке Форума «Технопром» прошла пленарная сессия «ТехноНаставники как новый инструмент популяризации науки среди детей и молодежи».
Проект «ТехноНаставники» инициирован Министерством науки и высшего образования России. Он направлен на подготовку студентов естественно-научных и инженерно-технических специальностей, которые станут наставниками для детей и молодежи, вовлекая их в научно-техническое творчество и различные технологические проекты. Участниками обучения на первом уровне подготовки стали более 350 студентов.
Екатерина Морозова, директор Открытого университета Сколково, рассказала подробнее о проекте:
Проект «ТехноНаставники» направлен на восстановление интереса к инженерным специальностям и создание устойчивого взаимодействия между вузами и школами. Участие студентов в обучении школьников может значительно повысить привлекательность инженерных профессий.
Программа включает несколько уровней наставничества:
- Техноамбассадоры — студенты, которые проводят одно занятие, знакомя школьников с основами инженерии.
- Наставники — студенты, которые ведут кружки и готовят школьников к олимпиадам, углубленно занимаются проектами.
- Наставники для наставников — опытные студенты, которые обучают новых технонаставников.
Александр Ведехин, заместитель директора Департамента государственной молодежной политики и воспитательной деятельности Минобрнауки РФ, отметил, что на сегодняшний день существует высокий спрос на инженеров, однако количество студентов, выбирающих физику, химию и математику, снижается:
Проект помогает изменить эту ситуацию, вовлекая школьников в научно-техническое творчество. Сейчас мы активно масштабируем проект и создаем новые, направленные на вовлечение молодежи в научно-техническое творчество. Надеюсь, что таких инициатив станет больше. Для этого необходимо, чтобы первые технонаставники были успешными.
Нина Коурдакова, муниципальный координатор регионального отделения «Движение Первых» Новосибирской области, рассказала о целях Движения:
В «Движении первых» важно осознание общей миссии, которая объединяет участников. Даже если они учатся в разных муниципальных районах, таких как Новосибирск или Кыштовка, они могут сотрудничать и реализовывать совместные проекты. Это создает платформу для обмена опытом и развития.
Ольга Серебрянникова, директор проектного офиса ГУУ, рассказала о плюсах участия в проекте:
Участие в проекте дает новые идеи для развития личных проектов в рамках университета. Это способствует повышению квалификации и компетенций в выбранной специализации. Кроме того, происходит передача знаний и приобретение новых навыков, формируется целостная история развития. Эту историю можно использовать при участии в других проектах и мероприятиях, демонстрируя результаты своей работы.
Сергей Чернов, проректор по учебной работе Новосибирского государственного технического университета, отметил, зачем участвовать в проекте:
Молодежь в Сибири сталкивается с трудностями в самореализации, часто смотря на Москву и Санкт-Петербург как на единственные центры возможностей. Технические университеты, как и другие вузы, предоставляют студентам отличные возможности для развития, демонстрируя, что успешная карьера возможна не только в крупных городах.
Участие в техно-наставничестве позволяет студентам заниматься любимым делом и получать финансовую поддержку. Однако для меня самое ценное в этом проекте — это рост и развитие студентов. Они приобретают навыки презентации и учатся отвечать на каверзные вопросы, что требует глубокой подготовки и уверенности.