ОРГ: от эксперимента к реализации
2 года прошло с момента реализации в пилотном режиме курса по Основам российской государственности. После «обкатки» курс ожидают обновления.


Проректор РАНХиГС Андрей Полосин анонсировал изменения в проекте «ДНК России»:
Период большого эксперимента закончился. Начиная с 2025 года, мы переходим в режим репликация нацпроекта «Молодежь и дети». И начинаем осуществлять аспект, который называется «дети» для блока социально-гуманитарных дисциплин.
Ключевой задачей курса по-прежнему останется формирование мировоззрения и гражданской позиции. Одним из опорно-методических и информационных центров модуля «ДНК России» выступает ГАУГН. В этому году курс ожидают существенные обновления. И.о. ректора ГАУГН Николай Промыслов выделил риски рутинизации преподавания курса по ОРГ.
Курс нуждается в актуализации, потому что меняются сами студенты,
— отметил он.
Как пример, практика показала, что в курсе недостаточно отражены аспекты, касающиеся культуры и экономической географии. Авторы проекта планируют дополнить курс разделами, которые помогут сформировать целостное мировоззрение молодежи. Курс будет синтетическим, рассказал Андрей Полосин.
🔸Интересные цифры, касающиеся ценностей и мировосприятия молодежи, привел генеральный директор ВЦИОМ Константин Абрамов.
Отношение первокурсников к «Разговорам о важном»:
– 42% скорее нравились «Разговоры отважном»;
– 41% первокурсников считают скорее полезными «Разговоры о важном»;
– 69% первокурсникам скорее нравилась манера преподавания педагога, который вел «Разговоры о важном».
Картина мира у студентов:
– 51% студентов первых курсов, перед которыми наиболее остро стоит проблема формирования и поддержания мировоззрения;
– 37% – верят в достижимости идеального образа страны и положительные усилия государства по его достижению;
– 13% – не верят в достижимость идеального образа страны и считают усилия государства в этом направлении негативными.
В 2024 году 46% считает, что государство скорее должно принимать участие в формировании мировоззрения, 37% отвечают, что курс по Основам российской государственности скорее необходим.
Существенно выросла доля тех, кто считает важным изучение общественных наук — 48% сказали, что скорее важно. Возможно, это связано с активной актуализацией учебных программ общественных и общеобразовательных наук, которая проходит в данный момент.
– Ядро ценностей вузовской молодежи:
– Справедливость;
– Права и свободы человека;
– Крепкая семья;
– Жизнь;
– Взаимопомощь и взаимоуважение.
– Другие ключевые ценности студентов по убыванию:
– Патриотизм;
– Милосердие;
– Гуманизм;
– Достоинство;
– Единство народов России;
– Историческая память и преемственность поколений;
– Высокие нравственные идеалы;
– Служение Отечеству и ответственность за его судьбу;
– Созидательный труд;
– Приоритет духовного над материальным;
– Гражданственность;
– Коллективизм.
Барьеры в общении со студентами по результатам фокус-групп:
1. Идеи, направленные на коллективные ценности, у студентов выражены слабо: для них куда важнее персональный жизненный трек.
2. Им неясно, что именно доносится в контексте ценностного воспитания.
3. Позитивное восприятие к транслируемым ценностям чаще встречается у студентов младших курсов.
4. Молодые люди вне зависимости от отношения к транслируемым идеям негативно воспринимают «навязывание ценностей».
Таким образом, ценностно-мировоззренческая модель, которая выстраивалась по Западному образцу с момента начала новейшей истории России, привела к тому, что на протяжении практически 30 лет воспитывалось поколение индивидуалистов и «профессиональных потребителей». В настоящее государственные инициативы в области духовно-нравственного воспитания призваны переломить сложившуюся ситуацию.