ОРГ: от эксперимента к реализации
2 года прошло с момента реализации в пилотном режиме курса по Основам российской государственности. После «обкатки» курс ожидают обновления.


Проректор РАНХиГС Андрей Полосин анонсировал изменения в проекте «ДНК России»:
Период большого эксперимента закончился. Начиная с 2025 года, мы переходим в режим репликация нацпроекта «Молодежь и дети». И начинаем осуществлять аспект, который называется «дети» для блока социально-гуманитарных дисциплин.
Ключевой задачей курса по-прежнему останется формирование мировоззрения и гражданской позиции. Одним из опорно-методических и информационных центров модуля «ДНК России» выступает ГАУГН. В этому году курс ожидают существенные обновления. И.о. ректора ГАУГН Николай Промыслов выделил риски рутинизации преподавания курса по ОРГ.
Курс нуждается в актуализации, потому что меняются сами студенты,
— отметил он.
Как пример, практика показала, что в курсе недостаточно отражены аспекты, касающиеся культуры и экономической географии. Авторы проекта планируют дополнить курс разделами, которые помогут сформировать целостное мировоззрение молодежи. Курс будет синтетическим, рассказал Андрей Полосин.
🔸Интересные цифры, касающиеся ценностей и мировосприятия молодежи, привел генеральный директор ВЦИОМ Константин Абрамов.
Отношение первокурсников к «Разговорам о важном»:
— 42% скорее нравились «Разговоры отважном»;
— 41% первокурсников считают скорее полезными «Разговоры о важном»;
— 69% первокурсникам скорее нравилась манера преподавания педагога, который вел «Разговоры о важном».
Картина мира у студентов:
— 51% студентов первых курсов, перед которыми наиболее остро стоит проблема формирования и поддержания мировоззрения;
— 37% — верят в достижимости идеального образа страны и положительные усилия государства по его достижению;
— 13% — не верят в достижимость идеального образа страны и считают усилия государства в этом направлении негативными.
В 2024 году 46% считает, что государство скорее должно принимать участие в формировании мировоззрения, 37% отвечают, что курс по Основам российской государственности скорее необходим.
Существенно выросла доля тех, кто считает важным изучение общественных наук — 48% сказали, что скорее важно. Возможно, это связано с активной актуализацией учебных программ общественных и общеобразовательных наук, которая проходит в данный момент.
— Ядро ценностей вузовской молодежи:
— Справедливость;
— Права и свободы человека;
— Крепкая семья;
— Жизнь;
— Взаимопомощь и взаимоуважение.
— Другие ключевые ценности студентов по убыванию:
— Патриотизм;
— Милосердие;
— Гуманизм;
— Достоинство;
— Единство народов России;
— Историческая память и преемственность поколений;
— Высокие нравственные идеалы;
— Служение Отечеству и ответственность за его судьбу;
— Созидательный труд;
— Приоритет духовного над материальным;
— Гражданственность;
— Коллективизм.
Барьеры в общении со студентами по результатам фокус-групп:
1. Идеи, направленные на коллективные ценности, у студентов выражены слабо: для них куда важнее персональный жизненный трек.
2. Им неясно, что именно доносится в контексте ценностного воспитания.
3. Позитивное восприятие к транслируемым ценностям чаще встречается у студентов младших курсов.
4. Молодые люди вне зависимости от отношения к транслируемым идеям негативно воспринимают «навязывание ценностей».
Таким образом, ценностно-мировоззренческая модель, которая выстраивалась по Западному образцу с момента начала новейшей истории России, привела к тому, что на протяжении практически 30 лет воспитывалось поколение индивидуалистов и «профессиональных потребителей». В настоящее государственные инициативы в области духовно-нравственного воспитания призваны переломить сложившуюся ситуацию.