Образование 2036: Стратегия будущего
В Государственной Думе состоялся «правительственный час», посвященный обсуждению и разработке Стратегии развития системы образования в Российской Федерации на период до 2036 года с перспективой до 2040 года. Мероприятие прошло по поручению Президента РФ Владимира Путина и стало площадкой для широкой дискуссии с участием представителей правительства, депутатского корпуса, экспертного и научного сообществ.
Основные темы дискуссии
- Повышение статуса и авторитета педагога: участники дискуссии сошлись во мнении о необходимости создания условий для профессиональной самореализации педагогов, повышения их квалификации и снижения бюрократической нагрузки. Особое внимание было уделено вопросам защиты чести и достоинства учителей, а также повышения их заработной платы.
- Обновление содержания образования: обсуждался вопрос о переходе на новые государственные учебники по истории, обществознанию и основам духовно-нравственной культуры России с 1 сентября 2026 года. Подчеркивалась важность недопущения ошибок прошлых лет, связанных с навязыванием чуждых ценностей и упрощением содержания образования.
- Исключение ускоренной переподготовки учителей: была поднята проблема некачественной и ускоренной переподготовки учителей, предлагаемой в интернете. Председатель ГД Вячеслав Володин призвал профильные министерства разработать совместное решение для борьбы с этим явлением.
- Воспитание как неотъемлемая часть образования: участники дискуссии подчеркнули важность воспитательной работы, направленной на укрепление традиционных духовно-нравственных ценностей среди подрастающего поколения. Особое внимание было уделено влиянию цифровой среды на молодежь и необходимости защиты от недостоверной информации и травли в интернете.
- Риски цифровизации образования: подчеркивалось, что искусственный интеллект не должен заменять живой контакт ученика и учителя. Цифровые инструменты должны использоваться для повышения эффективности учебного процесса и высвобождения времени учителя для наставничества и воспитания.
- Кадровый голод в системе образования: Президент Российской академии образования Ольга Васильева обратила внимание на старение педагогических кадров и необходимость привлечения молодых специалистов в систему образования.
- Предложения профильных комитетов Государственной Думы: Председатели профильных комитетов ГД Ирина Белых и Сергей Кабышев представили предложения по улучшению качества образования, подготовке педагогических кадров и реализации национальных целей в сфере образования.
- Мнения фракций: Руководители фракций КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия – За правду» и «Новые люди» высказали свои предложения по развитию системы образования, включая вопросы повышения зарплат учителям, увеличения финансирования программы «Земский учитель», развития среднего профессионального образования и реформирования системы ЕГЭ.
Обеспечение конкурентоспособности системы образования:
Министр науки и высшего образования Валерий Фальков представил ключевые аспекты формирования новой модели высшего образования в России, а также работу над Стратегией развития образования.
- Отказ от бакалавриата: Министр отметил, что по многим направлениям бакалавриат не стал самодостаточным образованием, признаваемым работодателями, что часто требует “доучивания” в магистратуре.
- Новый единый уровень высшего образования: вводится новый уровень высшего образования, обеспечивающий подготовку полноценных специалистов с конкретной квалификацией, понятной работодателям (например, “горный инженер”, “учитель математики”, “молекулярный биолог”).
- Оптимизация сроков обучения: сроки обучения будут достаточными для завершенной подготовки специалистов, для большинства ключевых специальностей (инженеры, врачи, учителя) – около 5 лет. Будут и более короткие программы, а для особо сложных видов деятельности – более длительные.
- Изменение роли магистратуры и аспирантуры: магистратура станет уровнем получения специализированных знаний для тех, кто имеет практический опыт. Аспирантура станет отдельным видом профессионального образования, ориентированным на подготовку научно-педагогических кадров.
- Разработка новых специальностей: Минобрнауки разрабатывает новый перечень специальностей, отвечающий современным вызовам (например, “Проектирование и эксплуатация беспилотных мобильных систем”, “Аддитивные технологии”).
- Приоритет преподавателям вузов: в Стратегии развития образования будет сделан акцент на мерах социальной поддержки, материальном стимулировании и повышении квалификации преподавателей вузов.
- Обновление образовательных стандартов: планируется обновление государственных образовательных стандартов с увеличением практической подготовки и гибкостью, позволяющей подстраивать образование под потребности рынка труда.
- Сближение СПО и высшего образования: будет продолжено сближение среднего профессионального и высшего образования, с возможностью для лучших выпускников СПО поступать на сокращенные программы высшего образования в очной форме.
- Вовлеченность работодателей: в деятельность учебно-методических объединений в сфере образования будут активно вовлекаться работодатели, составляя не менее половины участников.
- Регулирование платного приема: платное обучение будет нацелено на решение задач государства, а льготные образовательные кредиты будут предоставляться только поступающим на приоритетные специальности.

Источник фото: сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.