Новые учебники истории: современный подход к обучению в российских школах
На площадке пресс-центра «МИА Россия сегодня» состоялся брифинг научного руководителя Института всеобщей истории РАН, академика Российской академии наук Александра Чубарьяна о новых подходах к преподаванию истории в школах.
В Министерстве юстиции Российской Федерации на государственной регистрации находится приказ о включении в федеральный перечень девяти учебников по истории, среди которых четыре — по истории России и пять — по всеобщей истории, прошедшие апробацию в октябре 2024 года.
Основные изменения в учебниках
Александр Чубарьян отметил, что новые учебники включают отечественную историю уже с 5 класса, что позволяет учащимся знакомиться с археологическими находками и древними поселениями на территории России. Это изменение отражает стремление к более глубокому пониманию исторического контекста.
Учебники предлагают современные оценки событий российской истории, учитывая последние дискуссии и исследования. Они имеют государственный характер и прошли апробацию Министерством образования, что обеспечивает сбалансированный подход к освещению исторических событий.
Отдаленность событий и эмоциональная окраска
Александр Чубарьян подчеркнул, что прошло уже 80 лет с конца Второй мировой войны, и это создает определенные сложности в передаче исторической памяти. Молодое поколение не имеет личных связей с участниками войны — родителями или бабушками и дедушками, которые могли бы передать свои воспоминания. Это отсутствие непосредственного опыта накладывает значительный отпечаток на отношение молодежи к истории войны.
Расширение тематики всеобщей истории
В новых учебниках значительно увеличено внимание к событиям в Азии, Африке и Латинской Америке. Это позволяет избежать европоцентричного взгляда на историю и дает учащимся более полное представление о мировых событиях. Также акцент сделан на синхронизации отечественной и всеобщей истории, чтобы учащиеся могли видеть взаимосвязь между событиями разных регионов.
Инновационные методы обучения
Александр Чубарьян подчеркнул важность интеграции современных технологий в образовательный процесс. Учебники содержат QR-коды для доступа к дополнительным материалам, включая фильмы и интерактивные ресурсы. Это делает обучение более динамичным и интересным для школьников.
Будущее учебников и ЕГЭ
Существующие учебники не будут изыматься из обращения, однако новые материалы постепенно будут внедряться в учебный процесс с 5 по 9 классы. Вопрос о стандартизации учебников остается открытым, и Александр Чубариян выразил надежду на сохранение вариативности подходов в обучении.
Кроме того, обсуждаются изменения в Едином государственном экзамене, направленные на усиление творческого компонента и улучшение качества подготовки учащихся.
Новые учебники по истории представляют собой шаг вперед в образовательной системе России, обеспечивая современный подход к преподаванию и интеграцию новых технологий. Институт всеобщей истории РАН продолжит работу над улучшением качества исторического образования в стране.