Ни вопроса без РАН
Президент РАН Геннадий Красников дал программное интервью «Ведомостям».

Две цели эволюции РАН:
1 Закрепленные законом функции РАН не должны быть формальными.
2 Новые возможности и их расширение.
Главной задачей Академии является проведение экспертизы. Сейчас для примерно 1000 вузов и НИИ она обязательна к исполнению, пересмотр ее не допускается.
Основная задача РАН, о которой сказал Геннадий Красников в свете проблемы «долины смерти» в научно-технологическом развитии:
Академические институты и университеты, которые ведут эти работы, ставили главным критерием оценки своей деятельности публикационную активность. А наши высокотехнологичные компании и госкорпорации, да и ведомства тоже привыкли просто покупать самые последние новые технологии на рынке. И у нас образовался разрыв – между фундаментальными исследованиями и прикладными. Это привело к тому, что мы оказались сильно зависимы от зарубежных партнеров. Поэтому у нас главная цель – сделать бесшовную систему, чтобы наши фундаментальные исследования плавно перетекали в область уже прикладных работ.
Среди недавних приобретений по функционалу – экспертиза школьных учебников. По должности Геннадий Красников входит, например, в Совбез.
Президент РАН по должности возглавляет научно-технический совет правительственной комиссии по НТР. Совет рассматривал нацпроекты технологического лидерства. В этом смысле важным стало обсуждение: в каких разработках на самом деле есть технологическое лидерство, а где – просто импортозамещение.
Академия стремится максимально скоординировать на себя поле экспертиз. Так произошло с ВАКом – сейчас идет работа над документами по утверждению этих перемен. РАН будет активно работать по составу экспертных советов ВАК.
Также РАН решила сделать свой список научных журналов, включив туда те, где можно было бы и к диссертации публикации делать, и по госзаданию отчитываться. Занимается этим так же переданный Академии РЦНИ во главе с Владиславом Панченко. Стоит напомнить, что и Издательство «Наука» включено в управленческий контур РАН.
Интервью показало, что РАН стало системным игроком научно-образовательной политики. Позиционирует она себя именно таким образом, добиваясь при этом реальных полномочий.
Перезагрузка нацпроектов в НП технологического лидерства и в обычные нацпроекты позволила Академии еще больше усилить свои полномочия. Со своей стороны, государство все больше опирается на РАН и, что уже традиционным – на коллективные органы в области науки, технологий, образований.