Во Владивостоке стартовал XII Всероссийский съезд СМУ и СНО. Открывающей стала пленарная сессия «Восток. Восход. Наука. Приоритеты и перспективы научно-технологического развития».

Уже второй год съезд проходит в молодежных столицах, а для Дальнего Востока мероприятие стало историческим, поскольку съезд впервые проводится так далеко от ЦФО. Преимущества в том, что, с одной стороны, это работает на укрепление сообщества ученых в смысле «недискриминации» по региональному признаку и близости к столице, с другой — позволяет взглянуть на науку в регионах.

В президиуме пленарной сессии оказались сразу 3 ректора-дальневосточника. Каждый из них приехал работать на Дальний Восток из другого региона, и для каждого это оказалось школой жизни — выстроить эффективную работу вуза не в регионе с высокими конкурентными преимуществами, куда стремятся попасть все, а проводить приемную кампанию в условиях массового оттока кадров, трансформировать стратегию развития университета в условиях дисбаланса социально-экономического и пространственного развития и прочих нюансах.

Стратегическое развитие и регионы

Заместитель министра науки и высшего образования РФ Денис Секиринский акцентировал внимание на том, что ближайшие 6 лет госполитика будет строится вокруг проектов технологического лидерства в интересах обеспечения безопасности и суверенитета. И все нацпроекты будут синхронизированы с научной и кадровой составляющей, как это было сделано в сфере БПЛА и станкостроения.

Последняя СНТР дает регионам самоопределиться, какие конкретно исследовательские ниши занять. Этому же способствует разработка региональных программ НТР, фокусируя регион на конкретном/конкретных направления исследований.

Юрий Марфин, ректор ТОГУ:

Определяющим документом является СНТР. Этот документ в общей рамке приоритетов позволяет выделить конкретно важные темы для конкретных регионов.

Как поделился Юрий Марфин, одним из региональных решений в Хабаровском крае стала краевая целевая аспирантура, что помогает стимулировать цикл разработок для университета и для края.

Основу развития КамГУ составляет Стратегия социально-экономического развития Камчатского края.

Ольга Ребковец, ректор КамГУ:

Потенциал региона — развитие туризма, поэтому мы будем в том числе привлекать еще и науку. Мы будем выстраивать на Камчатке научно-исследовательский хаб, чтобы привлекать науку в регион.

Примечательно, что утром также прошла встреча «Новая президентская «мегастипендия» для аспирантов: итоги первого конкурса и шаги на пути к совершенствованию». В контексте развития науки в регионах стоит выделить, что мегастипендия в определённом смысле инструмент, который позволяет очертить существующие научные школы, потому что фокусируется на работе исследователя и научного руководителя в связке. И вероятно, статистика мегастипендий по итогам нескольких лет сможет показать картину по регионам.

Управление наукой и ее регулирование

Социально-экономическое и пространственное развитие становится напрямую связано с наукой. Таким образом, все политические решения становятся научно обоснованными.

Александр Мажуга, первый заместитель председателя ГД по науке и высшему образованию:

У нас изменился подход к управлению наукой. Наука пронизывает всю вертикаль власти и всю страну.

Сообщество по-прежнему находится в ожидании закона о статусе молодого ученого. Как рассказал Александр Мажуга, законопроект прошел первое чтение, и выразил надежду, что к следующему съезду уже будет принят закон.

Наука в многополярном мире

Трансформация международного ландшафта происходит не только в политике, но и в науке — появляется много центров принятия решений в сфере науки и технологий. Как следствие — меняется соотношение науки национальной и глобальной. Наука становится инструментом обеспечения суверенитета.

Один из неоспоримых международных центров науки — Китай. В этой связи стоит выделить роль и значение ДВФУ — 125 лет назад по указу императора Николая II был создан Восточный институт во Владивостоке.

Борис Коробец, ректор ДВФУ:

Миссия университета повторяет сакральный смысл, который был заложен с момента его основания, — научиться работать с Китаем. Сегодня это не менее актуально, чем 125 лет назад.

Ситуация в регионе

Тенденция на рынке труда в Приморском крае — дефицит рабочих кадров.

Сергей Дубовицкий, министр профессионального образования и занятости населения Приморского края:

По Приморскому краю порядка 50 тысяч вакансий с разными требованиями, 30% — где нужно высшее образование. Уровень безработицы в регионе — 2,2%, причем 70% от этой цифры — зона профессиональных безработных.

Решения Приморского края:

  • В регионе действует 13 кластеров Профессионалитета, что покрывает 13 направлений промышленного развития;
  • Получение СПО предполагает освоение сразу нескольких профессий в целях стимулировать работодателя к изменению технологического уклада;
  • В летний период активно развивается деятельность РСО, что позволяет частично закрывать задачи Края;
  • Реализуется проект «Высокобалльники», который позволяет обеспечить стажировками и/или работой уроженцев Дальнего Востока, даже если они получают высшее образование за пределами региона.

В конечном счете, привлекательный образ Дальнего Востока сопряжен с рядом региональных особенностей и трудностей выстраивания системы науки. Таким образом, хоть и кажется, что Тихоокеанский университет — это университет, из окон которого виден Тихий океан, а до океана еще целых 400 км. Поэтому на Дальнем Востоке ректором быть — это не в море поплавать.