На площадке Конгресса молодых ученых прошла сессия «Синергия науки и бизнеса: как объединить усилия ученых и компаний для развития российских технологий».
 
Сегодня наука и технологический бизнес развиваются параллельно, что приводит к недостаточно инновационным решениям и нехватке ресурсов для исследований. Большие компании заинтересованы в развитии наукоемких отраслей, таких как логистика, автоматизация, машинное обучение и промышленность.
 
Модератором сессии выступил Алексей Федоров, руководитель научной группы «Квантовые информационные технологии» Российского квантового центра, директор института физики и квантовой инженерии НИУ МИСИС.

Татьяна Ким, основатель Wildberries, глава ООО «РВБ»:

Мы решили провести сессию, потому для нас это крайне логично. Обе наших компании не только лидеры в своих секторах, но и технологические компании.
 
Новые технологии и их внедрение – наша каждодневная работа. В каждом регионе мы общаемся с молодежью и предпринимателям, общаемся с вузами. Очень много предпринимателей начинают свою работу с маркетплейсами уже со 2 курса. Мы видим, какое огромное количество идей есть среди нашей молодёжи.

Станислав Воскресенский, губернатор Ивановской области:

У нас высшее образование и наука получила свое развитие еще давно, в результате эвакуации ведущих университетов в нашу область. Мы объединили ведущие вузы в консорциум для достижения инновационных прорывов. Результат-запуск 17 исследовательских программ.
 
Чтобы компании заинтересовались инновациями ученых, нужно уметь рассказать о своих разработках простым языком. Если ученый не сможет объяснить, чем он занимается доступным языком, он будет работать только для себя. Поэтому мы создали проект, который помогает нашим ученым рассказать о себе – «СЛОН». Сейчас это более 20 млн. просмотров в интернете. Разработана очень эффективная технология того, как донести даже школьнику важность той или иной научной идеи.

Михаил Гордин, ректор Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана:

Когда мы разговариваем с бизнесом, всегда важно долгосрочное партнёрство. Лучшие выпускники начинают свое общение с бизнесом задолго до выпуска. Поэтому, чтобы бизнес мог брать себе качественные кадры, важно долгосрочно работать с университетом. Это долгосрочное вложение не в университет, а в развитие своего бизнеса.

Альберт Ефимов, вице-президент, директор управления исследований и инноваций ПАО Сбербанк:

Как крупнейшая технологическая корпорация, имея армию в 40 тысяч инженеров, мы можем решить почти любую задачу, для этого нам никто не нужен. При этом это не означает, что мы это должны так делать. Мы не предлагаем гранты молодым ученым – мы инвестируем в них.

То, что сегодня наука – завтра технологии, послезавтра – инвестиционный продукт. Для того чтобы мы послезавтра имели что-то полезное, мы должны инвестировать в науку уже сейчас. Поэтому мы создаем собственные лаборатории и центры по квантовым технологиям, использованию ИИ.

Дмитрий Зауэрс, заместитель председателя правления ПАО «Газпромбанк»:

Мы давно осознали, что никаких технологий не может быть без науки. Мы всегда упираемся в научные коллективы и университеты. Отсюда появляется целая воронка взаимодействия, из которого государство формирует векторы развития, нужные для решения государственных задач. 

Важно создать каскадирование тех задач, которые важны сегодня государству. Ученые должны становиться неотъемлемой частью ответов на большие вызовы. Здесь может быть очень эффективный и простой способ – брать ученых к себе на работу и развиваться вместе. 

Валерий Фальков, Министр науки и высшего образования Российской Федерации:

Есть три принципиальных момента, которые нужно усвоить и бизнесу, и науке. Первое – качественная научная экспертиза. Сейчас ее не хватает и это препятствие в коммуникации. Любой коллектив считает свою разработку самой лучшей. Мир давно ушёл вперед, а некоторые коллективы пытаются продать свою идею в течение 10-20 лет. Нужен арбитр, институционально – это может быть экспертиза – научная и технологическая.

Второй принцип выстраивать кооперации с себе подобными и другими коллективами. Бизнес часто сетует – коллектив хороший, но он решает задачу только на определенном уровне, а другой коллектив может продолжить эту работу, однако у них нет связи. Бизнес мыслит продуктом, и ему нужен конкретный результат. Поэтому очень важно уметь кооперировать. Наука делается большими командами.

Третье – либо бизнес должен научиться понимать язык ученых, либо нужно нам понимать их проблемы. Я считаю, что именно университет должен научиться понимать вопросы и проблемы бизнеса, их запросы и интересы. Такая правильная коммуникация требует определённого типа людей внутри каждой организации. Договориться и понимать, организовать систему разделения труда, для этого нужны специально обученные люди.