Нацпроект «Наука и университеты»: результаты и вызовы 2024 года
В интервью “Вестям” министр науки и высшего образования Валерий Фальков подвел итоги нацпроекта «Наука и университеты».
Важнейшим итогом работы национального проекта “Наука и университеты” стало значительное улучшение инфраструктуры и научной базы российской науки и образования. Как подчеркнул Валерий Фальков, проект ориентирован на несколько ключевых целей, которые, в целом, были успешно достигнуты, а некоторые инициативы продлеваются до 2030 года.
Одной из главных задач проекта было привлечение молодежи в науку. В рамках этого направления созданы более 940 молодежных лабораторий, что значительно превышает изначальные планы (900 лабораторий). Эти лаборатории предоставляют молодым ученым возможность не только работать над актуальными научными темами, но и занимать руководящие позиции. Важно, что именно молодежь является основным драйвером научных инноваций, и таких лабораторий планируется создать еще 800 до 2030 года.
Валерий Фальков отметил, что обновление инфраструктуры является ключевым аспектом для успешного развития науки. Уже более чем на 50% была обновлена приборная база ведущих научных институтов и университетов, а 40% обновленного оборудования – отечественного производства, что значительно повышает независимость и конкурентоспособность российской науки.
Также важным моментом стало развитие студенческих кампусов. Если до 2022 года такой проект не существовал, то за три года уже построен кампус МГТУ им. Баумана, а к 2030 году планируется создать еще 25 таких кампусов. Особое внимание уделяется Дальнему Востоку, где проекты развиваются с опережением сроков. Такие кампусы не только улучшают качество образовательного процесса, но и способствуют закреплению кадров в удаленных и стратегически важных регионах.
Помимо этого, в рамках проекта активно развиваются программы сближения науки, образования и бизнеса. Одним из ярких примеров является программа передовых инженерных школ. За три года в университеты было направлено почти 30 миллиардов рублей, а предприятия также вложили более 30 миллиардов в улучшение инженерного образования и научных исследований. Эта программа доказала свою эффективность, и на основе её успеха будет продолжена работа с новыми университетами до 2030 года.
Важным шагом на пути к укреплению технологического лидерства России стало увеличение бюджетных мест на инженерно-технические направления. В 2025 году планируется открыть более 248 тысяч мест. Однако, как отметил Валерий Фальков, количество мест – это не единственная важная составляющая. Качество образования и взаимодействие с школами играют решающую роль в подготовке высококвалифицированных специалистов, которые смогут работать на передовых предприятиях и решать задачи на уровне мировых стандартов.
В рамках обновления системы высшего образования, российские университеты предпринимают масштабные шаги по реформированию учебных программ. Ключевыми приоритетами являются углубление фундаментальных знаний, гибкость образовательных маршрутов и привлечение лидеров отраслей для работы с университетами. Важно отметить, что, несмотря на колоссальные изменения в инфраструктуре, качество образования требует системной работы и пересмотра многих аспектов учебного процесса.
На международной арене российские университеты активно развивают сотрудничество с дружественными странами. Уже сегодня наблюдается рост интереса к российскому образованию в таких странах, как Египет, Вьетнам и Малайзия, а также в других регионах, включая Ближний Восток и Африку. В то же время Россия продолжает работать над улучшением качества и увеличением числа иностранных студентов, привлекаемых для обучения в российских вузах.
Результаты национального проекта “Наука и университеты” свидетельствуют о позитивных тенденциях в развитии российской науки и образования. Однако перед университетами и научными учреждениями стоят новые задачи: нужно продолжать модернизацию образования, углублять взаимодействие с бизнесом и адаптировать учебные программы под запросы современного рынка труда.