Наставничество: инструмент для формирования лидеров будущего
На площадке Восточного экономического форума прошла дискуссия «Наставничество как эффективный инструмент подготовки профессионалов».
Наставничество помогает новым сотрудникам быстрее освоить необходимые навыки и понять корпоративную культуру. Это особенно важно в условиях быстро меняющегося рынка, где компании должны быть гибкими и адаптивными. Наставники могут делиться своим опытом, что позволяет новичкам избежать распространенных ошибок и быстрее достигать результатов.Передача знаний через наставничество способствует созданию среды, в которой инновации могут развиваться. Наставники не только обучают, но и вдохновляют своих подопечных на поиск новых решений и улучшение процессов.
В рамках дискуссии эксперты обсудили: какие механизмы подготовки наставников для начинающих предпринимателей существуют сегодня, какова роль наставника в бизнесе, как внедрение системы наставничества может повлиять на будущее компаний, как институт наставничества помогает формировать личность, способную приносить пользу обществу.
В качестве модератора выступил Дмитрий Мамаев, первый заместитель руководителя треков Росмолодёжь.Бизнес и Росмолодёжь.Карьера, задав тон дискуссии:
В современных реалиях развитие компаний, и какими темпами они развиваются, институт наставничества крайне необходим, потому что это отличный онбординг новых сотрудников и инструмент, который позволяет удерживать кадры внутри компании.
Александр Ведехин, заместитель директора департамента государственной молодежной политики и воспитательной деятельности Минобрнауки России, рассказал о государственных мерах поддержки в сфере наставничества:
Наставничество в предпринимательстве
Одно из наших направлений – это проект «Я в деле», который мы реализуем совместно с Фондом «КАПИТАНЫ» и Министерством науки и высшего образования. В рамках этого проекта студенты разных курсов получают возможность найти наставника в своем предпринимательском деле и получить ценный опыт, чтобы быстрее реализоваться в качестве предпринимателя. Проект уже охватил много студентов, но у него есть большой потенциал роста. Мы также готовим наставников, которые будут помогать студентам, то есть это проект второго уровня.
Технонаставники
Другое важное направление – это «Технонаставники». Студенты младших курсов помогают школьникам с профориентацией и ведут проектную деятельность. Таким образом мы занимаемся ранней профориентацией молодежи и помогаем им определиться с будущей специализацией.
Проблема и решение наставничества
Крупные компании и технологические корпорации необходимо обратить внимание на развитие наставничества. Студент-наставник лучше узнает изучаемую сферу, а молодой специалист повышает мотивацию молодежи идти работать на конкретные предприятия. Это развивает HR-функцию в компаниях, но во многих организациях этот инструмент пока слабо развит из-за отсутствия ранней профориентации, системы мотивации и карьерного роста. Масштабируемая система наставничества могла бы решить эту проблему.
Павел Павловский, проректор Государственного университета управления, отметил существующую проблему в наставничестве и предложение решение:
Наставничество должно переходить в практическую плоскость, где студенты учатся не только теории, но и реальным действиям, решая конкретные задачи.
Проблема
Наставники, часто основываясь на своем опыте, могут не осознавать, что их путь не универсален. Это приводит к ситуации, когда студенты могут столкнуться с неэффективными методами обучения и развития.
Решение
В ГУУ внедрена программа наставничества, основанная на проектном обучении. Студенты с первого курса бакалавриата до второго курса магистратуры работают над реальными проектами, что позволяет наставникам передавать знания через практическую деятельность.
Оксана Ачкасова, заместитель генерального директора «Россия – страна возможностей», подчеркнула важность целеполагания при выборе наставника:
Проблема в том, что иногда запрос участника не совпадает с тем, что может предложить наставник, иногда кому-то нужен наставник по непонятным причинам, поэтому для начала важно определить зачем вам нужен наставник.
Павел Орехов, директор департамента развития молодежных сообществ Агентства стратегических инициатив (АСИ), рассказал о том, как работает система наставничества в предпринимательстве:
Наставничество в молодежном предпринимательстве должно фокусироваться на развитии действующих бизнесов, когда нужно выстраивать стратегию масштабирования. Бизнес-сообщества – лучший пример такого наставничества.
Наставничество в молодежном предпринимательстве
- С одной стороны, существует множество программ наставничества, где молодой предприниматель может получить поддержку.
- С другой стороны, создаются тепличные условия для молодых предпринимателей, которые потом сталкиваются с реальностью и трудностями в бизнесе.
Роль ИИ в наставничестве
- Языковые модели на основе ИИ могут помочь в решении простых задач при запуске бизнеса.
- ИИ закрывает большинство простых задач в начале предпринимательского пути.
Наставничество имеет большой потенциал для развития профессиональных навыков, формирования бизнес-сообществ и улучшения HR-практик в России. Для реализации этого потенциала необходимо адаптировать программы наставничества к реальным потребностям рынка и участников.