На площадке Восточного экономического форума прошла дискуссия «Наставничество как эффективный инструмент подготовки профессионалов».

Наставничество помогает новым сотрудникам быстрее освоить необходимые навыки и понять корпоративную культуру. Это особенно важно в условиях быстро меняющегося рынка, где компании должны быть гибкими и адаптивными. Наставники могут делиться своим опытом, что позволяет новичкам избежать распространенных ошибок и быстрее достигать результатов.Передача знаний через наставничество способствует созданию среды, в которой инновации могут развиваться. Наставники не только обучают, но и вдохновляют своих подопечных на поиск новых решений и улучшение процессов.

В рамках дискуссии эксперты обсудили: какие механизмы подготовки наставников для начинающих предпринимателей существуют сегодня, какова роль наставника в бизнесе, как внедрение системы наставничества может повлиять на будущее компаний, как институт наставничества помогает формировать личность, способную приносить пользу обществу.

В качестве модератора выступил Дмитрий Мамаев, первый заместитель руководителя треков Росмолодёжь.Бизнес и Росмолодёжь.Карьера, задав тон дискуссии:

В современных реалиях развитие компаний, и какими темпами они развиваются, институт наставничества крайне необходим, потому что это отличный онбординг новых сотрудников и инструмент, который позволяет удерживать кадры внутри компании.

Александр Ведехин, заместитель директора департамента государственной молодежной политики и воспитательной деятельности Минобрнауки России, рассказал о государственных мерах поддержки в сфере наставничества:

Наставничество в предпринимательстве
Одно из наших направлений – это проект «Я в деле», который мы реализуем совместно с Фондом «КАПИТАНЫ» и Министерством науки и высшего образования. В рамках этого проекта студенты разных курсов получают возможность найти наставника в своем предпринимательском деле и получить ценный опыт, чтобы быстрее реализоваться в качестве предпринимателя. Проект уже охватил много студентов, но у него есть большой потенциал роста. Мы также готовим наставников, которые будут помогать студентам, то есть это проект второго уровня.

Технонаставники
Другое важное направление – это «Технонаставники». Студенты младших курсов помогают школьникам с профориентацией и ведут проектную деятельность. Таким образом мы занимаемся ранней профориентацией молодежи и помогаем им определиться с будущей специализацией.

Проблема и решение наставничества
Крупные компании и технологические корпорации необходимо обратить внимание на развитие наставничества. Студент-наставник лучше узнает изучаемую сферу, а молодой специалист повышает мотивацию молодежи идти работать на конкретные предприятия. Это развивает HR-функцию в компаниях, но во многих организациях этот инструмент пока слабо развит из-за отсутствия ранней профориентации, системы мотивации и карьерного роста. Масштабируемая система наставничества могла бы решить эту проблему.

Павел Павловский, проректор Государственного университета управления, отметил существующую проблему в наставничестве и предложение решение:

Наставничество должно переходить в практическую плоскость, где студенты учатся не только теории, но и реальным действиям, решая конкретные задачи.

Проблема
Наставники, часто основываясь на своем опыте, могут не осознавать, что их путь не универсален. Это приводит к ситуации, когда студенты могут столкнуться с неэффективными методами обучения и развития.

Решение
В ГУУ внедрена программа наставничества, основанная на проектном обучении. Студенты с первого курса бакалавриата до второго курса магистратуры работают над реальными проектами, что позволяет наставникам передавать знания через практическую деятельность.

Оксана Ачкасова, заместитель генерального директора «Россия – страна возможностей», подчеркнула важность целеполагания при выборе наставника:

Проблема в том, что иногда запрос участника не совпадает с тем, что может предложить наставник, иногда кому-то нужен наставник по непонятным причинам, поэтому для начала важно определить зачем вам нужен наставник.

Павел Орехов, директор департамента развития молодежных сообществ Агентства стратегических инициатив (АСИ), рассказал о том, как работает система наставничества в предпринимательстве:

Наставничество в молодежном предпринимательстве должно фокусироваться на развитии действующих бизнесов, когда нужно выстраивать стратегию масштабирования. Бизнес-сообщества – лучший пример такого наставничества.

Наставничество в молодежном предпринимательстве

  • С одной стороны, существует множество программ наставничества, где молодой предприниматель может получить поддержку.
  • С другой стороны, создаются тепличные условия для молодых предпринимателей, которые потом сталкиваются с реальностью и трудностями в бизнесе.

Роль ИИ в наставничестве

  • Языковые модели на основе ИИ могут помочь в решении простых задач при запуске бизнеса.
  • ИИ закрывает большинство простых задач в начале предпринимательского пути.

Наставничество имеет большой потенциал для развития профессиональных навыков, формирования бизнес-сообществ и улучшения HR-практик в России. Для реализации этого потенциала необходимо адаптировать программы наставничества к реальным потребностям рынка и участников.