В 2021 году Минобрнауки России презентовало М-рейтинг, отражающий медийную активность российских вузов. Как было заявлено, задача рейтинга в отражении совокупного результата работы университетов по популяризации российской науки и образования. Но так ли это на самом деле?

Методология

Медиарейтинг российских вузов, или “М-рейтинг”, представляет собой систему оценки и ранжирования российских университетов по их упоминаниям и представленности в СМИ. Его цель — показать активность университетов в медиапространстве и их восприятие общественностью.

Составители рейтинга подчеркивают, что при составлении используются только объективные количественные показатели. Всего в M-rate используется 57 таких метрик. Итоговый рейтинг M-rate складывается из 3 показателей:

  • Эффективность работы вуза со СМИ (Index Mass Media);
  • Эффективность работы вуза с социальными сетями (Index Social);
  • Эффективность работы вуза с официальным сайтом (Index Site).

Безусловно, М-рейтинг имеет плюсы, среди них:

  1. Повышение узнаваемости и престижа
  2. Прозрачность и доступность информации
  3. Мотивация к улучшению имиджа и коммуникации
  4. Анализ эффективности PR-стратегий — медиарейтинг предоставляет университетам ценные данные для анализа эффективности их PR-стратегий и коммуникационных кампаний.

Стоит отметить, что «гонка» за позиции в медиарейтинге для многих стали стимулом более активно работать над публичным имиджем собственного вуза и улучшать свои PR-стратегии. А это, в свою очередь, может способствовать более активному взаимодействию с общественностью и повышению уровня доверия к университету.

Однако с точки зрения объективности и методологии не все так однозначно. Представители вузов регулярно отмечают определенную несправедливость рейтинга по той причине, что он не учитывает различия федеральных и региональных вузов, разницу в финансировании и другие факторы. Это дает основания для его доработки и улучшения.

Точки роста М-рейтинга

  1. Ограниченность критериев. Медиарейтинг основывается преимущественно на количественных показателях упоминаний в СМИ, что не всегда отражает реальное качество образования и научных исследований в университете. Университеты с меньшим количеством упоминаний могут предоставлять высококачественное образование и проводить значимые научные исследования, но их усилия могут остаться незамеченными в медиарейтинге. Это создает перекос в восприятии, где медийная активность может быть принята за основной показатель качества.
  2. Фокус на количественные показатели. Медиарейтинг часто измеряет количество упоминаний без учета их контекста и содержания. Это может привести к ситуациям, когда университеты с частыми, но незначительными или даже негативными упоминаниями получают высокие позиции. Позиции университетов в медиарейтинге могут сильно зависеть от внешних факторов, таких как политические события, общественные скандалы или другие неожиданные события, которые могут не иметь прямого отношения к академической или научной деятельности университета. Например, университет, попавший в центр скандала, может иметь высокий медийный профиль в результате дальнейшей отработки скандала, что не отражает его заслуг и достижений. При этом когда речь идет о работе с большими массивами данных, возможны ошибочные интерпретации со стороны работающего с текстом искусственного интеллекта, который не всегда верно улавливает сарказм, переносные значения, специфическую профессиональную лексику и т.д. Это создает риски ошибочного определения тональности инфоповодов с его стороны.
  3. Неравенство ресурсов. Университеты с большими финансовыми и человеческими ресурсами могут легче обеспечивать себе активное присутствие в СМИ через PR-кампании и маркетинговые усилия. Это создает неравные условия для вузов с меньшими возможностями, которые могут предоставлять высококачественное образование и проводить значимые исследования, но не имеют достаточных ресурсов для активного продвижения в медиа. В результате, менее обеспеченные университеты могут быть недооценены в медиарейтинге.
  4. Асимметрия региональных и федеральных вузов. Федеральные вузы обычно имеют больше возможностей для активного продвижения в медиапространстве за счет своего федерального значения и расположения, что способствует их высоким позициям в медиарейтингах. Их расположение в крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург, обеспечивает более широкий доступ к национальной и международной аудитории. В то же время региональные вузы часто ограничены в ресурсах и финансовых возможностях, что может приводить к менее активному присутствию в СМИ. Однако они могут быть значимыми и активно упоминаемыми в местных и специализированных медиа, что не всегда отражается в общенациональных рейтингах.

Мнение НОП:

Составление объективного медиарейтинга – задача всегда сложная. Сложность эта обычно лежит в методологическом поле, а именно в определении его параметров и удельных весов этих параметров. Данная проблема актуальна и в случае с М-рейтингом российских вузов. Отдельно стоит отметить, что медиасфера как таковая в максимальной степени турбулентна и чувствительна к технологическим изменениям, за которыми следуют изменения в популярности тех или иных площадок в медиасреде.

Хотя медиарейтинг российских университетов предоставляет полезные данные о медийной активности вузов, важно учитывать его ограничения и недостатки. Для получения полноценного представления о качестве и деятельности университетов следует использовать его в сочетании с другими оценочными показателями, такими как академические рейтинги, результаты научных исследований, отзывы студентов и преподавателей и нормирование рейтинга в соотношении с финансовыми и медийными возможностями вузов, исходя из их региональной и отраслевой специфики.

Медиарейтинг российских вузов представляет собой значимый инструмент оценки конкурентоспособности вузов в информационном поле. В условиях ограниченного бюджета это стимулирует применение креативных подходов, увеличение охватов в социальных сетях и создание актуальных информационных поводов. Именно для этого нужны качественные специалисты по связям с общественностью, способные предложить варианты эффективного и бесплатного продвижения. Повышение узнаваемости вуза в свою очередь способствует росту лояльности к бренду, что, в свою очередь, привлекает новую аудиторию и абитуриентов.

Однако наличие неотъемлемых бюрократических правил и естественных различий между вузами требует от составителей рейтинга гибкости и готовности к индивидуальным уточнениям показателей при наличии обоснованных причин.