Кто мы, откуда, куда мы идем?
Была опубликована статья начальника Управления Президента Российской Федерации по вопросам мониторинга и анализа социальных процессов Александра Харичева «Цивилизация «Россия». Проанализируем некоторые цивилизационные константы из статьи.

Кто мы?
Первое, от чего мы отталкиваемся – «особость» российского пути. Другими словами, мы не Восток и не Запад, и это определяет место России в мире — просто быть Россией. В это заложен цивилизационный код, который формирует мировоззрение и восприятие себя как народа.
Одна из ярких черт российской самобытности — Мы-мировоззрение. И здесь идет четкое разделение с западноцентричной моделью, в которой доминирует индивидуализм. Означает ли это, что в России роль личности вторична? — Нет, и на практике мы можем это видеть в разветвленной системе социальных лифтов, направленной на раскрытие потенциала каждого человека. Пример — президентская платформа «Россия — страна возможностей». Более того, и в статье Александра Харичева человек находится на пересечении всех цивилизационных констант.
Когда мы говорим про Мы-мировоззрение, речь скорее про подход «Я — мы — я», то есть больше это похоже на стратегию Win-Win, где «мой» вклад в общее дело дает синергетический эффект, и от большего коллективного результата и «я» смогу получить больше.
Точки опоры российской государственности
По-прежнему в структуре российской цивилизации остается 5 точек опоры:
Человек — отвечает за сохранение и развитие;
Семья — отвечает за воспроизводство цивилизации;
Общество — отвечает за этические нормы и ценности;
Государство — обеспечивает безопасность и правовое регулирование;
Страна — обеспечивает возможности и ресурсы для развития.
Но что примечательно — в центре структуры цивилизации на пересечении 4 других точек опоры российской государственности находится человек. В этом принципиальное отличие от многоуровневой модели мировоззрения, представленной ранее — прежде человек был пятым самостоятельным элементом в системе. Сейчас же человек — единица для каждой категории.
Откуда мы?
Основу всего составляет цивилизационный код. Именно он формирует российский менталитет, который включает в себя триаду «Духовно-нравственные ценности — культурные традиции — исторический опыт». Это ложится в основу мировоззрения и предопределяет выбор тех или иных моральных, социальных, политических и прочих решений.
Интересно, что в этой парадигме патриотизм понимается через категории любви и ответственности, а образ Родины — это образ матери.
Стратегия духовно-нравственного развития
В определенном смысле статья формирует стратегию духовно-нравственного развития и критерии обеспечения ценностного иммунитета. Александр Харичев формулирует «большие цивилизационные вызовы» и ответы на них.
5 «больших цивилизационных вызовов» для России:
- Ценностный разлад, когда общество утрачивает единые духовно-нравственные ориентиры;
- Идеология мультикультурализма, где традиционные народы России сталкиваются с ущемлением своих культурных прав;
- Утрата внутреннего единства;
- Низкий уровень рождаемости;
- Экспансия потребительской культуры.
Ответы на «большие цивилизационные вызовы»:
- Сохранение, непоколебимая защита и поддержка традиционных духовно-нравственных ценностей: патриотизма, уважения к истории, преемственности поколений и сплоченности;
- Сильная гражданская идентичность, построенная на уважении и принятии национально-культурного многообразия;
- Принцип «Мы»;
- Семейные ценности и многодетность;
- Популяризация идеи служения;
Куда мы идем?
Завершает свои рассуждения Александр Харичев тем, каким будет образ человека будущего-носителя цивилизационного кода.
Он выделяет 7 качеств, на которых строится цивилизационная преемственность:
- Патриотизм;
- Приверженность принципу «Мы»;
- Стремление к созиданию;
- Опора на национально-культурное многообразие России;
- Сохранение и укрепление традиционных нравственных норм;
- Опора на семейные ценности;
- Приверженность идее служения.
Значение статьи
Напомним, 12 июня 2024 года Владимир Путин утвердил положение об управлении по вопросам мониторинга и анализа социальных процессов, которое возглавил Александр Харичев. Одна из задач управления — участие в подготовке предложений главе государства по вопросам политического планирования. Управление занимается сбором и обобщением информации о социальных процессах.
Отметим, что сам Александр Харичев сторонник научного подхода в вопросах построения социальной архитектуры https://t.me/scienpolicy/44417. И выпущенная статья — живое тому доказательство.
Безусловно, базовым был и остается Указ Президента № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Другой вопрос — интерпретация и как одно соединяется с другим.
Суммируя данные факты, несложно предположить, что научное осмысление социальных процессов, изложенное в статье, в перспективе может лечь в основу долгосрочной ценностно-мировоззренческой стратегии Кремля, а сформированные нарративы — стать сквозными в системе патриотического и духовно-нравственного воспитания. Тем более что последние выборы Президента подтвердили, что молодежная политика становится одним из ключевых приоритетов на ближайшую шестилетку (нацпроект «Молодежь и дети»).