В Минобрнауки – неслучайно после заседания Совета при Президенте по науке и образованию – провели итоговую коллегию за 2023 год, где также обозначили планы на год грядущий.

На коллегии присутствовало все высшее руководство научно-образовательным развития страны, разве что без главы государства. В заседании приняли участие:

  • помощник президента Андрей Фурсенко,
  • президент РАН Геннадий Красников,
  • председатель Комитета Совфеда по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова,
  • председатель Комитета Госдумы по науке и высшему образованию Сергей Кабышев,
  • губернатор Новосибирской области, председатель рабочей группы Государственного
  • совета по направлению «Образование и наука» Андрей Травников,
  • председатель Общественного совета при Минобрнауки Александр Чубарьян и другие члены коллегии.

Ключевым было выступление вице-премьера Дмитрия Чернышенко, а основной доклад презентовал министр науки и высшего образования Валерий Фальков.

Вице-премьер отметил, что наука и образование являются фундаментом суверенитета и безопасности страны, а также ее социально-экономического развития:

Технологическое лидерство – национальная цель, поставленная Президентом, и одно из приоритетных направлений развития нашей страны.

Финансы

Подтверждены два ориентира – 2% ВВП на науку к 2030 г., паритет средств бюджета и бизнеса к 2035-му. 125 вузов с 2021 года проводят пилотный проект по внедрению принципиально новой системы оплаты труда.

Приоритеты

Минобрнауки совместно с РАН стало главным автором нового перечня семи направлений НТР и входящие в этот состав 28 важнейших наукоемких технологий. Согласно им будет перезагружена ГП НТР, а также «Приоритет-2030».

Нацпроект

Национальный проект «Наука и университеты» завершается в 2024 году. Мероприятия частично перейдут в госпрограмму НТР, которую в соответствии с новой редакцией Стратегии научно-технологического развития предстоит перезагрузить Министерству науки и высшего образования. Вторая часть – войдет в нацпроект «Молодежь и дети» [и, можно ожидать, в НП «Кадры»].

Параллельно с максимально возможно бесшовным разводе мероприятий предстоит проанализировать результативность и эффективность самого НП и его инструментам.

НПТС

Нацпроекты технологического суверенитета находятся в работе, но утвержден единый подход к их разработке, в частности, в них обязательно должны присутствовать федпроекты по кадровому и научному обеспечению.

Инфраструктура

Основная ставка сделана на две программы.

Первая – создание кампусов мирового уровня, которых к 2030 г. будет создано не менее 25, а к 2036-му – не менее 40. В новой волне отбора будет больше требований к смысловому наполнению кампусов, их финансово-экономической модели и в целом эффективному управлению инфраструктурой.

Вторая – программа капремонта вузов.

ПИШ

В 2030-м году должны функционировать 100 Передовых инженерных школ. Их задача – стать центрами опережающего развития, а также реальной помощи промышленности.

Формат ВО

Продолжается суверенизация высшего образования с формированием высшего образования в виде 4-6-летнего специалитета с 1-3-летним специализированным ВО в виде магистратуры.

Экспертиза и оценка

РАН укрепила свои позиции как главного экспертного органа страны. Вместе с Минобрнауки формируется новая система оценки научной результативности: отменены обязательные требования по публикациям в изданиях, индексируемых в международных базах данных; вводится «Белый список»; развиваются показатели на основе Комплексного балла публикационной результативности.

Управление

Окончательно сложилась новая система управления наукой. Во главе – Совет по науке и образованию, уровнем ниже – правительственная Комиссия по НТР со своим Научно-техническим советом. Единая оргуправленческая рамка – это госпрограмма «Научно-технологическое развитие РФ».

Для интегрирования и координации роли регионов вводятся два механизма: НТР-замы губернаторов, а также региональные программы НТР.

Цифра

Новое качество управления должны создать сервисы доменов «Наука и инновации» и «Образование» на платформе «Гостех».

Кто и что еще говорил?

Андрей Фурсенко – о важности консолидации инструментов. Геннадий Красников о хороших отношениях Минобрнауки и РАН. Лилия Гумерова – об эффективном взаимодействие с СФ. Сергей Кабышев – о заслугах министерства по суверенизации высшего образования.

Выводы

И Совет, и Коллегия зафиксировали те процессы, что уже идут, или жестко определяют грядущие перемены в зависимых программах и проектах. Минобрнауки эффективно выполняет свои функции, постепенно смещаясь к симфонически взаимодействующих Академии наук и Курчатовскому институту.

Коррективы фокусировки мер поддержки и программных инструментов поддержки будут внесены в соответствии с приоритетами новой редакции Стратегии НТР и выработанным приоритетным направлениям, сквозным и критическим технологиям.

Подробнее.