Как изменится российское образование к 2036 году
На площадке МИА «Россия сегодня» прошла пресс-конференция, посвященная разработке Стратегии развития системы образования в России на период до 2036 года. В мероприятии приняли участие: первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по науке и высшему образованию Владимир Сипягин и председатель экспертного совета по вопросам международного сотрудничества в сфере высшего образования, науки и технологий при Комитете ГД РФ по науке и высшему образованию Дмитрий Репников.

Актуальность и предпосылки стратегии
Обсуждение стратегии развития системы образования до 2036 года и с перспективой до 2040 года, разрабатываемой по поручению Президента России Владимира Путина, стало центральным событием пресс-конференции.
Владимир Сипягин подчеркнул, что образование становится приоритетом в развитии страны. Он отметил, что текущий этап развития экономики, социально-экономической сферы и мировой политики требует высококвалифицированных профессионалов, подготовленных в России.
Главная цель стратегии – кардинально изменить систему подготовки кадров, начиная с дошкольного образования и заканчивая высшим образованием, с тесной связью с практикой и предприятиями.
Государственная Дума приняла Постановление по итогам обсуждения Стратегии развития образования в России. Документ определяет ключевые направления развития системы образования в соответствии с национальными целями и задачами социально-экономического развития страны.
Ключевые направления стратегии включают:
- Обеспечение соответствия системы образования традиционным духовно-нравственным ценностям и принципам единства образовательного пространства.
- Определение приоритетного характера финансирования образования для достижения целей Стратегии.
- Совершенствование механизмов финансирования вузов с учетом их потребностей и задач.
- Закрепление центральной роли педагога в образовательном процессе и определение цифровых форматов обучения в качестве вспомогательных.
- Совершенствование системы научно-методического обеспечения подготовки кадров.
- Расширение возможностей для практико-ориентированного обучения и увеличение доли стажировок.
- Развитие института наставничества в системе образования.
- Реализация предложений по развитию новой модели начального профессионального образования.
- Проработка дополнительных правовых механизмов обеспечения защиты педагогических работников.
- Разработка комплекса мер по формированию сбалансированной учебной и воспитательной нагрузки на обучающихся.
- Проработка вопроса увеличения финансирования программы “Земский учитель”.
Дмитрий Чернышенко о разработке Стратегии:
- В разработке Стратегии участвуют учителя, ученые, общественные деятели, представители министерств и ведомств, учащиеся и их родители.
- Задействованы все субъекты РФ, собрано 338 тыс. мнений от граждан, в том числе 45 тыс. предложений на портале Госуслуг.
- В основу Стратегии лягут лучшие традиции и практики отечественной научной и педагогической школы, а также главные достижения за последние десятилетия.
Развитие непрерывного образования и персональной подготовки
Дмитрий Репников отметил, что стратегия выстраивается в связке педагог-ученик, при этом ученику отводится важная роль. В рамках диалога по формированию стратегии участвуют более 650 экспертов из разных сфер, которые обсуждают различные аспекты сферы образования разных уровней.
Стратегия предусматривает создание различных образовательных треков, начиная с дошкольного воспитания и заканчивая непрерывным обучением специалистов для адаптации к потребностям рынка труда.
Изменения в системе образования
- В дошкольных образовательных учреждениях будет преподаваться история и духовно-нравственное воспитание.
- В школах будут организованы предпрофильные и профильные классы.
- В высшем образовании будет осуществлен переход к специалитету, обеспечивающему более глубокую подготовку специалистов по сравнению с бакалавриатом.
- Магистратура будет переформатирована для людей с практическим опытом работы.
- Аспирантура станет отдельным институтом подготовки научно-преподавательских и научно-исследовательских кадров.
- Будет развиваться система дополнительного профессионального образования.
Анализ запросов рынка труда и обратная связь с работодателями
Министерство науки и высшего образования ведет активную работу по подстройке образования на старших курсах под потребности рынка труда. В рамках программы «Приоритет 2030» создаются передовые инженерные школы, где сотрудники университетов и промышленных партнеров совместно занимаются инновационными разработками.
Будет введен интегральный показатель для вузов, отражающий не только финансирование научно-исследовательских работ, но и коммерциализацию созданных инноваций.
В рамках программы «Приоритет 2030» планируется:
- Классификация университетов по уровню финансирования на основе параметров коммерциализации научных разработок, эффективности использования средств и создания микропредприятий.
- Оценка расходов университетов на поддержку преподавательских и научных кадров.
- Активное вовлечение студенческого сообщества через студенческие лаборатории.
- Тесная взаимосвязь между средними и высшими учебными заведениями.
- Введение дополнительных налоговых преференций для предприятий, финансирующих учебные заведения.