История — это не прошлое, а основа будущего
В пресс-центре ТАСС прошла пресс-конференция, посвящённая презентации масштабного социологического исследования «Актуальные вопросы исторического просвещения молодёжи Российской Федерации». Инициатором выступила Комиссия Общественной палаты РФ по добровольчеству и молодежной политике. Исследование охватило свыше 28 тысяч респондентов в возрасте от 14 до 35 лет и стало серьёзной попыткой понять, насколько актуальны для молодежи темы истории и патриотизма.

В обсуждении результатов приняли участие представители федеральных ведомств и общественных организаций: первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по добровольчеству и молодежной политике Елена Родионова, заместитель министра просвещения РФ Ольга Колударова, депутат Госдумы Ольга Коробова, заместитель руководителя Национального исследовательского центра правового наследия Нюрнбергского процесса Александр Звягинцев и генеральный директор АНО «Герои Отечества» Владислав Курбатов.
Молодёжь не безразлична
Опрос показал: 92% молодых россиян считают важным историческое просвещение. Как подчеркнула Елена Родионова, исследование вызвало живой отклик:
28 тысяч человек за 42 дня — это немало, правда? Мы в Общественной палате создаём площадку, где поднимаются важные для молодежи вопросы. И по результатам опроса видно — молодёжи не всё равно.
Цифры говорят сами за себя: 70,8% респондентов отметили, что безусловно считают деятельность по историческому просвещению важной, а 95,3% уже имеют сформированную позицию по этому вопросу.
Однако исследование выявило и проблемные зоны. Главной из них стало отсутствие мотивации к изучению истории — об этом заявили более 68% участников. Далее идут:
- отсутствие разнообразия в методах преподавания (35,16%),
- фальсификация истории (25,22%),
- дефицит квалифицированных педагогов (21,02%).
Ответ государства
Ольга Колударова напомнила, что в 2023 году указом Президента утверждены основы государственной политики в области исторического просвещения. В центре — формирование общероссийской гражданской идентичности и патриотическое воспитание.
Историческая концепция полностью модернизирована. Сегодня в 10 классе на Великую Отечественную войну отводится уже 18 уроков вместо шести. А с 2026 года вводится новый предмет — «Духовно-нравственная культура России».
Кроме того, завершена разработка линейки единых учебников по истории с 5 по 9 класс. В 2024 году школы начали их получать. Всё это должно стать инструментом не только передачи знаний, но и формирования системы ценностей у подрастающего поколения.
История через участие
Владислав Курбатов, глава АНО «Герои Отечества», подчеркнул важность вовлечения молодежи в реальную деятельность:
Ребята хотят быть не просто слушателями лекций, а участниками живых проектов. Мы подготовили серию тетрадей о героях Великой Отечественной войны, методические рекомендации для уроков «Разговоры о важном». Молодёжи нужно дать возможность действовать.
Он отметил, что разработка сборников велась с участием 12 регионов, и выразил надежду на дальнейшее сотрудничество с Минпросвещения. Колударова в ответ пригласила команду Курбатова на обсуждение будущих шагов и возможной государственной поддержки инициатив.
Историческое сознание и нравственный выбор
Особую роль международных правовых процессов в формировании исторической памяти отметил Александр Звягинцев. Он подчеркнул, что Нюрнбергский процесс должен быть моральным ориентиром.
Будущее державы зависит от правильного нравственного выбора у детей. Брошенное поле чертополохом зарастает. Надо хорошим лемехом по этому полю пройтись.
Итоги и вызовы
Исследование показало: историческое просвещение — не «дежурная тема», а живой интерес для подавляющего большинства молодых россиян.
Участники пресс-конференции сошлись во мнении: важна не только передача фактов, но и умение показать молодому поколению, что история — это не про «вчера», а про «зачем» и «что дальше». В этом — и задача государства, и вызов для педагогов, и пространство для инициативы снизу.