Историческая память – борьба нарративов
Памятное погружение в историю. В новом выпуске «Картины мира» гостьей Михали Ковальчука стала руководитель Национального центра исторической памяти при Президенте Российской Федерации Елена Малышева.

Памятники – это передний фронт войны наших недоброжелателей на поле битвы за историческую память.
Председатель Правления Российского исторического общества Руслан Гагкуев особо отметил:
Это действие прежде всего политическое, не имеющее ничего общего с актами какого-то вандализма, как может иногда показаться, если сильно не задумываться над происходящими событиями. Мы увидим, что целенаправленно происходит уничтожение исторической памяти.
Ценностный суверенитет – пространство борьбы за нарративы собственной истории. Важным является широкое историческое просвещение россиян любого возраста.
Елена Малышева подчеркнула:
Это не просто историческое просвещение, не просто академическая наука, историческая память. Это та категория, которая очень важна именно для национального сознания. У меня, как у профессионального историка, твёрдое убеждение, что историю нельзя выучить. Это как иностранный язык. Это невозможно выучить. Это можно только погрузиться и жить в этом.
Для исторического суверенитета и нарративов принципиально важны ключевые термины и формулировки – например, блокада Ленинграда, а не осада; освобождение Европы Красной армией, а не оккупация и т.п.
Великая Отечественная война – фундамент всей современной исторической политики.
Елена Малышева:
Историческая память — это не отдельные факты или события. Это и есть ценностные ориентиры. Она является это междисциплинарной категорией. Это не только история, это практически весь спектр гуманитарных и технических сфер знания, которые помогают эту память формировать, ретранслировать.
Педагоги на передовой – Елена Малышева сообщила о планах реализовать программу «педагогика времен испытания»:
Миссия у педагога потрясающая. Особенно во времена испытаний. Сейчас совместно с университетом «Сириус» на площадке «Сириус» программу Национальный центр исторической памяти планирует реализовать педагогику времен испытаний. И это очень в широком, в таком концептуальном ключе. Потому что педагог здесь рассматривается именно как человек, который обеспечивает ретрансляцию и трансформацию вот этих основных смыслов и взглядов.
В борьбу за участие в построении и защите исторической памяти включается все больше игроков. Следующим шагом должно быть распределение их работы, чтобы они не конкурировали, а взаимодополняли друг друга.