Сегодня ведется работа не только над улучшением образовательных программ и возможностей для студентов, но и над созданием благоприятной среды для обучения и социального взаимодействия студентов. Кампусы помогают сформировать узнаваемый образ университета и чувство общности у студентов.

В России реализуется национальный проект «Наука и университеты», который направлен на развитие науки и образования в России с целью вывести страну в число ведущих научных держав мира.

Ключевые задачи проекта включают:
• Развитие интеграции науки, высшего образования и промышленности.
• Создание передовой инфраструктуры для научных исследований и подготовки кадров.
• Повышение привлекательности российской науки и образования для ведущих ученых и молодых исследователей.

На сегодняшний день проектируются и строятся 17 таких студгородков, к 2030 году их количество увеличится до 25, а к 2036 году — до 40. Эти кампусы предполагают создание уникальной среды для индивидуального и командного развития, с множеством открытых образовательных пространств и трансформируемых аудиторий. Финансирование проекта осуществляется за счет федеральных и региональных бюджетов, а также внебюджетных источников.

В новом корпусе кампуса МГТУ им. Н.Э. Баумана в Москве прошла вторая часть стратегической сессии по созданию сети университетских кампусов. На сессии присутствовали команды из 8 регионов России: Архангельской, Новгородской, Самарской, Свердловской, Томской, Челябинской областей, Пермского края и федеральной территории «Сириус».

Андрей Омельчук, заместитель Министра науки и высшего образования РФ, в своем выступлении отметил:

Результаты первой стратегической сессии показали, что идеи и продукты, конечно, есть. Некоторые кампусы достаточно интересно себя переосмыслили. Но это не отменяет того, что впереди у всех еще очень много работы. С самого начала проект по созданию сети кампусов предполагал возможность кооперации всех заинтересованных участников между собой. Кампус — это площадка, где в большинстве случаев объединяются сразу несколько университетов, для которых новая инфраструктура станет домом. Если есть совместный дом, должна быть и совместная деятельность. Именно поэтому прежде всего Минобрнауки России ожидает увидеть от участников новые образовательные программы — востребованные, интересные для студентов и сделанные как совместно с индустриальными партнерами, так и с другими университетами.

Региональные команды разработали и презентовали инновационные продукты в таких областях, как искусственный интеллект и цифровые технологии, медицина и биотехнологии, квантовые технологии, машиностроение и беспилотные системы, экология и живые системы, а также в других сферах. Участники сессии определили тематические специализации своих кампусов и обсудили возможности сотрудничества университетов с государственными учреждениями и индустриальными партнерами. Также были предложены решения для преодоления потенциальных вызовов на разных этапах реализации проектов, и представили идеи по созданию молодежных креативных и общественных пространств в будущих студенческих городках.

В частности, Архангельская область представила проект генетического паспорта здоровья для жителей Арктической зоны РФ. Этот инновационный инструмент предназначен для анализа генетических рисков и разработки персонализированных рекомендаций по здоровью, учитывая генетические особенности и условия проживания на данной территории. В кампусе планируется создание специализированных лабораторий медицинской генетики.

Томская область предложила привлечь студентов и ученых будущего студенческого городка к разработке в сфере беспилотных авиационных систем. Проект включает создание аппаратно-программного комплекса для защиты территорий от несанкционированных полетов дронов, с системами пассивного и активного обнаружения и захвата целей.

Эти кампусные программы будут представлены Заместителю Председателя Правительства РФ Дмитрию Чернышенко. В стратегической сессии также приняли участие представители Минстроя России, региональных органов власти, бизнеса, научных и образовательных организаций, а также партнеры и бенефициары проекта.