Инициатива ОАЭ по интеграции основ искусственного интеллекта в дошкольное образование — пример стратегического подхода к формированию цифрового будущего. Эта мера отражает глобальный тренд на раннюю адаптацию новых поколений к технологическим реалиям, однако её реализация требует тщательного баланса между инновациями и сохранением базовых принципов детского развития, считает директор Ассоциации инновационных регионов России (АИРР) Александр Смекалин.

Согласно отчету McKinsey «Superagency in the workplace», к 2030 году ИИ сможет взять на себя до 30% рабочих задач. В этих условиях знание основ ИИ, машинного обучения и анализа данных станет базовой компетенцией для специалистов в IT, медицине, инженерии, маркетинге и даже гуманитарных сферах. Поэтому обучение ИИ в образовательных учреждениях это не просто тренд, а стратегический шаг, продиктованный глобальными изменениями в технологиях, экономике и обществе.

Директор АИРР Александр Смекалин, специально для НОП:

Для максимально эффективной интеграции ИИ в российскую экономику и повседневную жизнь людей необходимо решить две системные задачи. Первая — кадровая: обеспечить школы и колледжи достаточным количеством квалифицированных преподавателей. Вторая — методическая и инфраструктурная: разработать и внедрить гибкие образовательные программы по ИИ. Без этого перехода от точечных успехов к общенациональному эффекту и подлинной ИИ-грамотности будет затруднен. 

[Какие схожие инициативы Вы  можете привести в России?]

Уже сейчас мы видим яркие примеры построения российских образовательных программ по ИИ и его внедрению. Есть реальные успехи начиная от популярных образовательных инициатив, охватывающих тысячи школьников, до научных школ в вузах, которые занимаются разработкой решений на основе ИИ и подготовкой востребованных специалистов. Стоит отметить, что эти процессы неразрывно связаны с потребностями реального сектора экономики. Приведу несколько примеров регионов АИРР. 

Так в Республике Татарстан в Университете Иннополис готовят специалистов по направлению анализ данных и искусственный интеллект, в 2020 году там создан первый в России Институт искусственного интеллекта. 
 
В Тюменской области в рамках проектного офиса по внедрению технологий искусственного интеллекта студенческие команды подключены к решению практических задач для производства и госуправления. Этим занимается Школа компьютерных наук Тюменского госуниверситета. 

Компания «Промобот» из Пермского края в рамках гранта Университета Иннополис и Минпромторга России открывает федеральный центр развития промышленной робототехники разработки  технологических решений, внедрения роботизированных элементов и комплексов на предприятиях и подготовки кадров.


Сейчас в России необходимо аккумулировать все подобные наработки, активно вносить их в образовательные стандарты и программы обучения и системно внедрять. Именно это сегодня создаст надежную базу для будущего.