На Российской креативной неделе (РКН) прошла сессия по подготовке кадров для сферы креативных индустрий. Традиционно принято считать, что креатив – это то, что присуще людям, связанным с творчеством и искусством, однако в работе по техническим специальностям тоже есть широкий простор для полета креативной мысли. В качестве примера можно вспомнить великого советского конструктора Сергея Королева, который подходил креативно к авиастроению и уже в 17 лет создавал новые модели безмоторных самолетов.

Сейчас студенты технических специальностей так же не ограничиваются точными науками, а внедряют креатив. Например, разработчики сайтов, которые знают не только информатику, но и веб-дизайн для оригинального оформления страниц.

МГТУ им. Баумана как раз из тех, кто разделяет смешение науки и креатива – они проводят «Креатех Фест», где обсуждается положение новых специальностей и вход студентов в них, а именно в промышленный дизайн, урбанистику, робототехнику, саунд-дизайн и технический продакшн. Александр Гофман, Руководитель центра «Креатех» МГТУ им. Н. Э. Баумана, для НОП:

Инженеры в креативных индустриях нужны, и это очень востребованная часть. Для этого необходимо инженеров чуть «донастроить», наработать у них насмотренность и показать им креативные индустрии – там они востребованы. Кто будет показывать насмотренность – бизнес, то есть компании, которые сегодня выполняют основной заказ для креативных индустрий, заказчиков креативных инсталляций, графики, дизайны и др.

Эти компании – это центр компетенций, а у нас – центр кадров. Нам нужно это соединить для того, чтобы преподавателями были точно люди из бизнеса. Студентам предлагали решать изначально небольшие проекты. Полезно, когда в реальных заказах участвуют студенты, которым это интересно, когда они параллельно и учатся, и уже начинают приобретать свой первый важный опыт, поэтому вот это взаимопроникновение, это то, что необходимо.

В РЭУ им. Плеханова осваивают технология виртуального продакшна, который интегрируется и в кино, и в рекламу. Пример – многие видели Сберкота, одного из элементов бренда Сбера. Он создан с помощью технологий, которые позволяют намного оперативнее создавать эту «картинку».

Дмитрий Котов, директор Высшей школы креативных индустрий РЭУ им. Плеханова:

«ИИ не заменит людей, но люди, использующие ИИ, заменят людей, которые этого не делают» – из отчета IBM. На самом деле ИИ глубоко проник в нашу жизнь, и даже дети, студенты уже делают домашнее задание с помощью нейросетей, кто-то даже спорит с преподавателями, что в чате GPT он видел другой, более правильный ответ, нежели на доске. Важно применять нейросети во благо улучшения качества работы.

В планах университета – проведение обучения продюсированию в креативных индустриях. Поддержкой креативной деятельности стал бизнес-инкубатор, где экспертизой и поддержкой выступают возможности для работы над своим стартапом: акселерационные программы, эксперты, партнеры, коворкинг, «Точка кипения», инвестиции на развитие, юридическая и бухгалтерская помощь, гранты.

В настоящее время уровень безработицы низкий, но он сопровождается кадровым голодом, большинство студентов работает, стремится к труду, но и этого не хватает. Одна из причин – «отречение» работодателей от молодого поколения как неопытного, хотя в современном вузовском мире идет упор на практикоориентированность и кооперация вузов и компаний для подготовки на собственном опыте специалистов.

Борислав Володин, директор АНО «Национальный открытый чемпионат творческих компетенций ArtMasters»‎:

За 5 лет наблюдает рост числа обучающихся в три раза, а в вузах на 45%. Все те, кто попадает в «ArtMasters», интегрируются по итогу в лучшие творческие проекты. Так как мы внесены официально в список олимпиад – мы можем сотрудничать с вузами, уже подписано 20 контрактов. Важно, чтобы ребята сначала приходили на чемпионат и потом получали фундаментальное образование. Рост в системе образования в нашей стороне должен проходить синхронно.

Наталья Логутова, заместитель руководителя Школы дизайна НИУ ВШЭ, отметила, что все проекты, студенты Школы дизайна – реализуют синтез бизнеса и образования. Изначально приходили опытные эксперты, в том числе из сферы бизнеса, которые способствовали формированию программы. Примечательно, что студенты Школы при своем желании могут с любого курса уже начинать свою профессиональную деятельность и практиковаться. Один из проектов – «Креативный город», позволяет нести в регион образовательную программу, используя онлайн-образование.

РГХПУ им. Строганова представила Екатерина Кузнецова, куратор направления Мультимедиа и доцент кафедры Средовой дизайн РГХПУ им. Строганова, которая отметила, что студенты любят брать для своих работ тему космонавтики, вдохновляются музеем космонавтики. Дизайн-конференция интерактивной экскурсии музея Королева – тоже одна из выпускных работ, которая представляет собой интерактивные экспонаты, но реализация еще не осуществлена.

Если рассматривать сотрудничество, особенно с финансовой стороны, Екатерина Кузнецова подчеркнула, что за дизайн нужно платить несмотря на то, что, например, промо для торговой экспозиции «Город будущего» был сделан без материального вознаграждения, для портфолио.

О бизнесе, ключевое: крупная IT-компания «ВКонтакте» несмотря на свою технарскую составляющую, активно внедряет креаторские сервисы ВК-клипы, ВК-видео и др. Еще одна сторона взаимодействия – это направление «Образование» в рамках сервиса «Простор», который занимается обучением пользователей ВК, его сервисов. Работа «ВКонтакте» укрепляет вузы и бизнес-сообщества, об этом рассказала Гранислава Артемьева, руководитель креативных индустрий VK.