В наши дни российская философия права востребована как никогда, не уступая зарубежным аналогам и играя важнейшую роль в сохранении цивилизационного пространства России. Главная цель современной российской философии права заключается в разработке концептуальных смыслов и идей, направленных на эффективное решение текущих и будущих задач государственного управления, системы правосудия, защиты прав граждан и устойчивого общественного развития.

Участники дискуссии «Философия права в контексте российской национально-культурной идентичности, защиты суверенитета и исторической правды» в рамках ПМЮФ обсудили опыт России в государственном строительстве и философских основах социальных моделей, а также концепции и идеи российских философов и их роль в политико-правовых исследованиях.

Директор ИГП РАН Александр Савенков напомнил участникам сессии, что в российском вузовском образовании, в отличие от западных университетов, философия права стала отдельной дисциплиной всего три года назад. Он подчеркнул, что в современном обществе многие понятия, такие как «свобода» и «права человека», приобрели новый смысл и относятся к философским категориям, именно поэтому особенно важно сформировать их ценностное содержание, чтобы понимать, где проходит граница между свободой и вседозволенностью.

И.о. ректора РГГУ Андрей Логинов указал на тесную связь философии права с одной стороны и ценностного воспитания, защиты суверенитета и исторической правды с другой:

Почему именно философия права может стать той основой, которая выступит оплотом или защитной стеной от идей постмодернизма? Потому что мы прекрасно понимаем, что, будучи принятыми в России, в российском обществе, эти идеи, безусловно, будут означать конец и нашей национальной идентичности, и нашей исторической памяти, и, безусловно, нашему суверенитету.

Важнейшей для российской философии права, конечно же, была идея правового сознания. Она выступала всегда морально-духовным фундаментом правопорядка.

Особенности российской, русской философии – это, конечно же, синтез рационалистических и религиозных интеллектуальных течений, традиций, форм осмысления окружающего мира. И благодаря этому синтезу наша российская отечественная философия впитала очень многое из традиционных для нашей страны религий. Это и соборность, и любовь к ближнему, смирение, социальная справедливость, ответственность перед высшими нравственными идеалами – всё то, что сегодня мы видим в соответствующем известном Указе №809 Президента Российской Федерации о традиционных духовно-нравственных ценностях.

Председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев сделал акцент на практической пользе от решений тех вопросов, которые сегодня актуализирует философия права:

От умозрительных рассуждений мы должны переходить к решению задач, стоящих сегодня перед нашим обществом. Однако без глубокого понимания исторического момента, без серьезных интеллектуальных усилий нам не решить задач цивилизационного строительства. Обсуждая вопросы цивилизационного строительства, нельзя забывать, что мы на протяжении короткого с исторической точки зрения периода уже дважды меняли государственную модель.

В первый раз это случилось в 1917 году. Второй – в 1991 году. В 1993 году мы приняли новую Конституцию, заложившую основы новой государственной модели. И это стало определенной точкой отсчета, когда общество начало консолидироваться, начала выстраиваться экономика, государственные правовые институты.