Энергетика России: как решается кадровый дефицит
Энергетическая отрасль играет важную роль в экономике России, обеспечивая значительную часть валового внутреннего продукта и доходов федерального бюджета. Качественно подготовленные кадры позволяют поддерживать высокий уровень производительности и эффективности в отрасли.
На площадке медиагруппы КП прошла пресс-конференция НИУ «МЭИ» и ведущих энергетических компаний страны, в рамках которой участники обсудили подготовку кадров для отрасли, тренды и тенденции сферы.
Николай Рогалев, ректор НИУ «МЭИ», отметил, сегодня вуз решает задачу подготовки высококачественных специалистов отрасли в условиях кадрового дефицита:
Энергетическая отрасль очень наукоемкая. Все тренды, которые на слуху, у нас используются: искусственный интеллект, нанотехнологии. Но тем не менее самое главное фундаментальное образование, которое позволяет нашим выпускникам реализовать себя во многих профессиях, но с ориентиром на энергетику. У нас 99,8% выпускников трудоустроены, что говорит об их востребованности на рынке.
На базе вуза функционирует проект «ЭТАЛОН» (Э — эффективность, Т — талант, А — активность, Л — лидерство, О — образование, Н — наука). Проект направлен на подготовку высококвалифицированных кадров для высшей школы,научных центров, энергетики и инновационной экономики в условиях новой промышленной революции. Вуз отбирает студентов, успешно завершивших первый семестр. Это интенсивный четырехлетний путь, который в финале, при переходе в магистратуру, дает возможность выбрать проект и участвовать в программе «Технологии будущего». В «ЭТАЛОНе» участвуют около 500 студентов, а в программе «Технологии будущего» — около 120, преимущественно магистры и аспиранты. Для этой программы выделены специальные ресурсы: студенты получают повышенные стипендии, а их руководители — дополнительные надбавки. Участники работают над передовыми задачами, например, исследуют проблемы замкнутого ядерного топливного цикла.
Ректор НИУ «МЭИ» эксклюзивно для НОП прокомментировал:
Я думаю, мы скорректируем всю нашу программу в соответствии с теми целями, которые нацпроект «Кадры» поставит, с точки зрения целевых ориентиров, связанных с высшим образованием, если понадобится, с дополнительным профессиональным развитием, с надпрофессиональными квалификациями, чем мы и сейчас занимаемся в университете, с учетом тех задач, которые будут поставлены в проекте.
Сейчас, если мы говорим про развитие энергетики, главная задача, которая сегодня стоит, – это опережающие развитие энергетики под требования национальной экономики, чтобы энергетика успевала за тем ростом, который происходит в области экономики, и обеспечить энергией электрической и тепловой, и повышение эффективности самой энергетики и, если говорить про сектор национальной промышленности, это повышение энергоэффективности и ресурсосбережения.
Денис Малков, директор департамента инноваций ПАО «РусГидро», рассказал о сотрудничестве с академическим сообществом:
У нас среди партнеров 22 опорных вуза в сфере подготовки персонал и переподготовки. Мы распределяем квоты на целевых студентов. Один из самых любимых вузов – это МЭИ: 46 руководителей получили образование в МЭИ, 18 в исполнительном аппарате. Вуз является кузницей кадров для нашей организации. Мы совместно реализуем 7 НИОКР, все они высокотехнологичные.
С этого года у нас реализуется также много проектов. Например, «Весенняя студенческая энергетическая школа», целью которой является погружение студентов в специфику деятельности отрасли и прохождение практики. Новый инструмент, который нам понравился – это кейс-чемпионат «РАЦЭНЕРДЖИ». В этом году 20 команд из 9 вузов-партнеров участвуют в этом чемпионате.
У нас в компании реализуется трехлетняя программа «Молодежный кадровый резерв», куда проходят ребята, показавшиеся себя наилучшим образом. С ними в течение этого времени профессионально работает наставники, который помогает продвигаться по карьерной лестнице.
Мария Богаткина, руководитель Учебного центра Объединенной энергетической компании, отметила, что потребность в кадрах для энергетической отрасли будет только расти:
Идеальная формула подготовки инженера состоит из теоретической подготовки на базе МЭИ и практической – в нашей компании. За 10 лет через нас прошли 1000 студентов, за этот год около 40 студентов. Мы всегда ищем возможности интегрировать студента в профессию, не попуская учебу.
Мы сегодня взяли ориентир на сопровождение целевого студента с первого курса, будем погружать его в традиции и миссию компании, давать необходимые направления, которые ему нужны для выполнения трудовой функции, тем самым сокращая время на его подготовку как полноценного специалиста. Отдача от студента будет больше, так как будет куратор, который будет помогать и вовлекать в компанию.
Корпоративный университет – это про подготовку и развитие собственных кадров, разработку различных треков про взаимодействие с вузами, ссузами.
Павел Козлов, директор по персоналу и организационному развитию АО «НПО «КИС», рассказал о кадровой политике и рабочем механизме поиска соответствующих специалистов для сферы:
Кадровая проблема моментально не происходит, это история прогнозируемая. Одна из таких важных инициатив, которую в Росатоме реализуется – это стратегическое планирование численности. У каждой компании есть стратегия, все понимает, какое есть оборудование, какие технологии будут. У Росатома очень разветвленная система, это не только энергетика, это многие направления бизнеса. Система планирования численности и источников восполнения кадров, которая дополнена сквозной системой мониторинга работы с вузами и студентами, является основой работы кадрового обеспечения Росатома своих проектов.
Как только мы понимаем, какая у нас потребностей в персонале, начинается система работа с источниками кадров. Основа эффективной работы начинается с бизнеса и конструкторских бюро, создание совместных НИР, НИОКР, разработок, лабораторий, потому что, именно давая практическую задачу в вузы, вовлекая в прикладную историю, позволяет выпускникам работать с минимальным опытом.
Так, у Росатома существует Отраслевой совет молодёжи, который занимается развитием молодежных сообществ в атомной отрасли, а также поддерживает личностное и профессиональное развитие молодежи. Совет направлен на развитие личностных и коммуникативных навыков молодежи, а также на ознакомление с современными технологическими тенденциями в атомной отрасли.
Николай Рябогин, заместитель директора по научной работе, кадрам и молодежной политике АО «Российские космические системы» (Роскосмос), подчеркнул три важных качества выпускника для работы:
Если работодатель не будет открыт к студенту, то студент до него не дойдет. Существует множество способ привлечения студента в компанию: методики наставничества, адаптации студентов, курсы повышения квалификации. Отсюда идет мостик, каким должен быть выпускник.
Выпускник должен понимать, что его обучение не заканчивается, мир быстро меняется. Специальность схлопывается очень быстро, поэтому молодой человек должен быть открыт к новому, учиться каждый день, каждый час, не боятся того, что чего- не знает, не зажимался в работе с наставниками и старшими коллегами, иногда бывает, что профессорско-преподавательский состав давит. Выпускник должен быть самодеятельным, должен уметь ставить правильный вопрос и самому искать ответ на вопрос.
Третий важный момент – это открыть к коммуникации и взаимодействию. Если искать ответы самостоятельно, если не советоваться, если не провести синхронизацию сообщества с коллегами, то решения может быть неэффективным и странным и вызывает массу вопросов. На самом деле работу делают коллективы, разработка нового изделия – это коллективная задача.
Надежда Сацкив, менеджер по работе с ключевыми клиентами Авито Работа, рассказала, насколько высокий спрос на инженеров:
Мы видим, что сейчас идет тренд на расширение границ найма в сферу инженерии: в 3,7 раза выросло число вакансий для инженеров без опыта, в 2,3 раза выросло число вакансий с упоминаний стажировок, в среднем заработная плата на позиции инженер выросла на 24%. Работодатели чаще всего вовлекаются в обучение и подготовку сотрудников. Как сами сотрудники отмечали, что явным бонусом для трудоустройства является возможность обучения. Мы проводили исследование о целевом обучении, и оказалось, что 26% респондентов знают о такой возможности, 81% считают, что такой формат повышает эффективность подготовки специалистов. Для инженерных вакансий важно наличие диплома об образование, опыта может не быть, но диплом обязательно.
Роман Поляк, начальник учебного управления НИУ «МЭИ», отметил промежуточные итоги приемной кампании вуза:
Мы традиционно входим в топ-3 по количеству поданных заявлений, что говорит о нашей востребованности, порядка 70 тысяч заявлений от абитуриентов, это около 13 тысяч самих абитуриентов. Самые популярные направления в инженерном образовании – это теплоэнергетика, электроэнергетика, куда входит также и гидроэнергетика, и возобновляемая энергетика. В ИТ-направления традиционно популярны: информатика вычислительная техника, направления, связанные с кибербезопасностью, искусственным интеллектом.
В этом году мы запустили программу 220, которая гарантирует поступление на бюджет на одну из 30 самых востребованных программ энергетической направленности. Мы гарантируем поступающим с суммой конкурсных баллов 220 и более бюджетное обучение по востребованной на рынке труда специальности, а также предоставление места в общежитии для иногородних поступающих.
Энергетическая отрасль сталкивается с нехваткой квалифицированных кадров, что требует активных мер по подготовке специалистов.